Буряты, свадебная обрядность

Церемония угощения рода невесты семьей жениха

Обычно разводился огонь на открытом пространстве и семья жениха доставала привезенные на место продукты. Традиционно это были мясо и молочная водка, тарасун. Почетный местный житель проводил церемонию жертвоприношения привезенной пищей для покровителей земли. Таким образом молодой проявлял уважение к Огнонам – духам предков, семьи и рода невесты. Он просил их оказать защиту, включить себя в члены рода невесты и помочь в поддержании молодого поколения и благополучия новоиспеченной семьи.

невеста в Бурятии

Назначение даты свадебной церемонии

Важную роль играла правильно выбранная дата церемонии. Обычно ее назначали на день полнолуния или новолуния,  при этом учитывалась традиция влияния небесного светила. Согласно ей, если заключить брак вовремя, в эти периоды, то семья будет полной, а если проводить венчание на убыльную Луну, то счастье и достаток будут только убывать, а в семье не будет покоя.

Сватовство

В назначенный день в доме Баира нечетное число мужчин — его родственников или друзей собираются на застолье, которое длится два-три часа. Среди них обязательно должны быть: старший брат отца жениха (дядя) или несколько братьев; старейшина, который соблюдает все традиции и помогает в обряде. После застолья они едут свататься к семье невесты, но жених и его отец остаются. Невеста тоже не участвует в сватовстве, ее либо прячут где-то в доме, либо она уходит.

— По дороге родные жениха брызгают в святых местах (Субурганах). В доме Арюны никто не ждет гостей, там обычный день, поэтому делегация Баира проходит в дом и может даже не здороваться с хозяевами. Они просто раздеваются, проходят к алтарю, молятся и ставят хадак с белой пищей. При этом на алтаре обязательно должна гореть свеча (зула – бур.), — уточняет она.

После молитвы девять человек из семьи невесты, в том числе мать и отец, спрашивают у гостей, кто они такие, зачем приехали. Старейшина от Баира не говорит свою цель прямо, а намекает. Он уверяет, что они якобы проезжали мимо, увидели красивую ограду, цветы, веселье, красивую девушку и решили заглянуть.

— В свою очередь, семья невесты «подкалывает» гостей, говорит, что их подарки плохи. Так они испытывают мужчин из семьи Баира и его друзей, ведь он на них похож. Они должны знать, в какую семью отдают свою дочь. Поэтому гости должны это выдержать, ведь семья Арюны следит за их вспыльчивостью и характером, — отметила участница ансамбля.

После беседы хозяева приглашают гостей за стоЛ, раз уж они пришли. Семья Баира выкладывает угощения и начинается застолье. В какой-то момент старейшина жениха обращается к родителям невесты, рассказывает, что они приехали издалека, ведь у них есть жених , который решил попросить у их дочери руку и сердце. Они спрашивают согласие и, конечно же, родители Арюны соглашаются. Чтобы закрепить договор, старейшины двух семей обмениваются рюмками с вином.

— После этого тетя Арюны берет поднос и рассказывает, что там лежит зерно, пшено, деньги, украшения. Она предлагает родным жениха покрыть их золото своим золотом, их серебро своим серебром, деньги – деньгами. Семья Баира начинает с малого – 100 рублей, его покрывает родственник Арюны – 200 рублей, и так вплоть до 50 — 100 тысяч. В конце родственники жениха могут покрыть золотым кольцом и состязание по выкупу закончится, — рассказала она.

После этого семья невесты должнА удивиться богатству сватов и унести поднос с деньгами к алтарю. Когда гости уйдут, то родители Арюны пересчитают деньги и отложит на свадьбу. Но до этого веселье продолжается, в конце которого старейшины двух семей решают, когда сыграть свадьбу.

— Сейчас модно, чтобы старейшины предоставляли выбор дня свадьбы самим новобрачным. Однако по традиции они примерно определяют месяц, а затем родные жениха в дацане узнают, когда подходящий день для свадьбы в этом промежутке. Они должны известить семью Арюны о выбранном дне и начинать подготовку. Семьи также должны договориться, где именно будет свадьба: в одном месте, например, в кафе или по традиционным обычаям, когда невесту отдают в дом жениха, — добавили участники ансамбля.

Тарасун – культовая водка

Вообще, обряд жертвоприношения, когда духи получают различные напитки, у бурятов называется «сасали» (или «сасли» – зависит от диалекта). Это могут быть молочные напитки, купленное в магазине спиртное, но чаще всего – тарасун. Так в Забайкалье называют местную водку, которую готовят по старинной технологии из забродившего молока.

Самодельные самогонные аппараты есть у многих бурятов, ведь без тарасуна не обходится ни одно дружеское застолье, ни один семейный праздник. Вопреки требованиям современной медицины, прямо запрещающей употребление крепких спиртных напитков, каждый гость здесь просто обязан выпить хотя бы одну рюмку молочной водки, если он не хочет обидеть хозяев дома неуважительным отношением. Такова традиция.

Но перед тем как начать застолье, буряты брызгают несколько капель тарасуна или другого алкогольного напитка на стол или на пол. Обычно в рюмку слегка опускается безымянный палец, затем он резко поднимается вверх и в сторону. Упавшие капли считаются подношением духам. Так любое распитие спиртного в Бурятии совмещается с обрядовым действием, имеющим сакральное значение.

Читайте также:  Приметы про свадебное платье - значение цвета и обычаи

Причем, этот обычай сейчас соблюдают уже все жители республики, независимо от национальности. Люди часто перенимают традиции соседей, с которыми ладят в течение нескольких поколений.

Успокоим ревнителей здорового образа жизни: благодаря производству из натуральных ингредиентов по старинной технологии одна рюмка тарасуна, как правило, не наносит вреда взрослому человеку. А жители Забайкалья гордятся своей молочной водкой и считают ее полезной для здоровья. Разумеется, если не злоупотреблять и знать меру.

Большое значение тарасуна в жизни бурятов подтверждает хотя бы тот факт, что по народной традиции сразу после свадьбы невестку ожидало важное испытание: она должна была продемонстрировать родственникам жениха, что умеет готовить молочную водку. Успешно сдавшую этот импровизированный «экзамен» девушку признавали хорошей хозяйкой.

Обряд тайного брака: похищение невесты

Основой первых двух вариантов брака является сватовство и предварительная договоренность между семьями. На сегодняшний день выкуп невесты при помощи калыма считается данью культуре и некоего рода забавой. При заключении союза обычно придерживаются ряда установленных социальных правил. Например, нельзя было вступать в брак с родней по отцовской линии вплоть до 8 колена. Но на линию родни матери ограничение не устанавливалось.

Существует вид брака, который носит название «умыкание невесты» и считается ритуалом тайного венчания. Есть как мнимые похищения, так и против воли невесты. Причем, первый вариант чаще всего вызван либо финансовым положением жениха при невозможности уплатить калым, он обычно происходит по взаимной договоренности сторон. Второй вариант сегодня хоть и встречается, но постепенно себя изживает.

жених и невеста в Бурятии

Передача невесты

На следующий день жених и невеста могут расписаться в ЗАГСе, но по традиции в доме Арюны собираются родственники и гости, которые до 12 часов едут на машинах в дом Баира, чтобы передать ее в другую семью. Родные жениха, старейшины могут встретить гостей, например, на границе села или возле Субургана. Там они разводят небольшой костер и хадаками и yреэл (добрыми пожеланиями) встречают старейшин со стороны невесты, которые специально вышли из машин на встречу. Гости брызгают белую пищу в костер всевышним божествам.

— Также есть вариант, когда гостей встречают у ворот дома. Прдставители семьи жениха встают полукругом и держатся руками, как в ёхоре, закрывая путь в ограду, и спрашивают у гостей, зачем те приехали. Можно друг друга песнями встречать, но в любом случае семья невесты на машине должны «разорвать» их и проехать внутрь. Ехать надо медленно, ведь они все равно отпустят руки и пропустят гостей в знак уважения и принятия невестки, — поделился другой участник ансамбля.

В ограде, когда все уже вышли из машин, семья Баира встречает их белой пищей и приглашает за стол. Тогда же тетя Арюны отдает ключ от сундука с приданым тете жениха или самой старшей невестке.

— После застолья в комнате жениха уже готова постель. Туда старейшины женщины со стороны Арюны кладут ее матрац и застилают бельем, а рядом ставят приданое. Со стороны Баира за этим смотрят старейшины женщины. Это очень важный обряд, после которого сторона жениха гладит белье со всех сторон руками и говорят добрые пожелания семье, — сказала артистка ансамбля.

Потом все вновь садятся за стол. Родные Арюны отмечают, что приготовили постель как положено, отдали невесту в руки жениха, и говорят хорошие пожелания. Старейшина семьи невесты, который все это время следил за соблюдением обрядов, говорит, что пришло время уходить. Все гости в том же составе должны покинуть дом жениха, никто не остается ночевать.

Сватовство в Бурятии: основные традиции

В Бурятии сватовство является своеобразным предвестником скорой свадьбы и в народном языке именуется как Хадаг Табилга. В древние времена будущих невесту и зятя обычно выбирали еще с пеленок. Договор укреплялся при помощи обмена отцами кушаками и хадагами, обряд был сродни неразрушимому юридическому договору. В случае его нарушения виновная сторона обязана была выплатить компенсацию в виде пары голов крупного рогатого скота.

Сегодня в ряде мест традиция себя изжила, а кое-где просто видоизменилась. Сейчас подносится так называемый хадаг и вытаскивается из него нить, которая передается обратно.

Стоит отметить, что традиции Бурятской свадьбы предполагают возможность отказа невесты от торжества вплоть до знакового дня, что не лишает ее свободы воли.

Те буряты, которые исповедовали шаманизм, проводят обряды по задабриванию духов, а также существует обряд ламаизма. При котором лама выбирает день и время проведения торжества и сватовства. Традиционно выбор проводится согласно зухраю, то есть древней астрологии Тибета.

В назначенный день сватовства представители со стороны дениха, обычно в количестве 5-7 человек, порой 3-е, едут в дом невесты. Примечательно, что сторона девушки знала о гостях и об их количестве заранее. Сейчас допускаются от отступления от нечетных чисел и принимаются четное количество посетителей. Факт играет особую роль из-за того, что присутствует церемония обмена подарками.

Есть наиболее почтенный представитель свиты сватов, его традиционно называют Худын Туру. К нему выделяются особые требования: он должен быть физически и морально здоровым, иметь многодетную семью и здоровую жену, а также иметь общее благополучие. В Бурятии к послам выдвигаются определенные требования:

  • стоит отдать предпочтение автомобилю, а не хромой лошади;
  • парковка напротив дома невесты не допускается, ибо считается дурной приметой;
  • сваты сами должны пройти в дом по Нара Зуб, то есть, по движению Солнца;
  • в ряде регионов сваты подходят сразу к Бухрану, делая подношение.

После соблюдения ритуалов, начинается проведение ритуальных бесед. На данном этапе проявляются такие качества, как смекалка и чувство юмора. Нюанс в том, что несмотря на договоренность между сторонами, родители невесты делают вид, что не в курсе настоящей цели прибытия сватов, а задача стороны жениха-как можно более деликатно, но в тоже время с юмором выйти из ситуации и подвести диалог к началу настоящей цели визита. Несмотря на кажущуюся простоту, задача предстоит нелегкая. После процесса подносится Бухрану хадак и читаются определенные молитвы.

Читайте также:  Белорусская свадьба - последовательность традиций и обрядов

праздничные костюмы бурятов

Определение Бухрана и Хадака

Многим людям не знакомо значение слов Бухран и Хадак. Бухран в переводе с тюркского языка означает «Хозяин места». Это особое место в доме, которое ознаменовано изображением либо Будды, либо другого представителя этой культуры. Это культовое место, поскольку именно после слов главного свата «Бухран разрешает» начинается этап застолья и обмена подарками в период сватовства.

Наибольшей популярностью пользуются отрезы тканей для женщин 5 м в длину, а также рубахи мужчинам. Важный нюанс: этап застолья ограничен по времени 3-мя часами. В конце, после успешной беседы, стороны договариваются о времени проведения свадебной церемонии. Обыкновенно церемония проводится в осеннее или летнее время. Ранее день выбирали на основе календаря кочевников, однако жизнь новой семьи должна была стартовать в период полнолуния или новолуния.

Конкретную дату обыкновенно устанавливали на дацане. В открытых местностях он возвышается на окраине дорог или возвышенностях. Тут совершались жертвоприношения из всего, что представляло ценность для конкретного человека. Причем, для одних ценность могут иметь простые спички, для прочих-деньги. Обычно представлен в виде дерева, валуна и столбов. Место помечали знаковыми ленточками.

Проще говоря, Бухран – это отголоски древнего язычества, и нередко словом называли хозяина озера Байкал. Его влияние не изжило себя и сегодня, в современной стране до сих пор встречаются обряды жертвоприношений владыке великого озера.

Церемония свадьбы останавливается возле каждого Бухрана, а в каждой области их бывает довольно много. Обыкновенно, выпивается чарка-другая алкоголя, плотно едят. Иногда место просто обливают молочной водкой, иначе говоря, тарасуном, после чего подносят дары.  Пару встречают с белой пищей, обычно тарелкой молока, и хадаками – шарфом, длина которого максимально составляет 4 метра, минимально 60 см. Далее молодых осыпают риом, лепестками роз, а также зерном с монетами.

Назначение даты свадьбы

Церемония выезда свадебного поезда

Гости со стороны жениха ждали кортеж недалеко от улуса. С собой они должны были принести молочные продукты, молочную водку, а также закуску, при помощи которой сторона невесты должна была совершить тот же обряд, что и жених ранее-поклонение роду молодого и приношение определенных просьб.

Обязательным элементом традиции было соревнование мужчин молодого поколения с обеих сторон. Борьба шла за поставленную на кон голову обрядового молодого барана. Традиционно в дружеской схватке побеждала команда стороны жениха. Если был иной исход, невеста могла быть несчастной в новой семье.

Важным человеком на свадьбе в Бурятии был турушин. Так называли водителя свадебного поезда. Водитель держал в руках стрелу, наконечник которой был железным, она была торжественно украшена яркими декорациями и лентами. Задачей стрелы было отпугивание нечистой силы, которая могла помешать невесте благополучно добраться до жилища мужа, а также служила оберегом ее и новой семьи.

После того, как турушин спешится перед юртой после приезда, он сразу должен был зайти внутрь и с первого раза вонзить стрелу в Северо-Западный столб дома. Стоит сказать, что к человеку, решившему взять на себя такую ответственность, предъявлялись серьезные требования, основные из которых заключались в следующем:

  • наличие благополучной семьи с большим и здоровым потомством;
  • отличное знание местных обычаев;
  • сообразительность и высокий уровень дипломатии;
  • чувство юмора и хорошая физическая подготовка.

Такие требования предъявлялись из-за того, что именно он, по факту, являлся представителем своего рода, его «лицом».

Участников церемонии свадебного поезда приветствовали национальным танцем ехор. После этого приглашали в юрты согласно возрастному статусу. Там гостей угощали закусками, в первую очередь, священными молочными продуктами. У невесты было свое отдельное помещение или дом. В случае невозможности семьи предоставить ей таких удобств, вешалась занавеска, отделяющая личное пространство девушки от остальных гостей.

Свадьба в Бурятии немыслима без основного обряда-поклонения невесты онгонам семьи любимого и бурханам. А также молодая должна была совершить поклонение старейшинам рода молодого, их семейному очагу, а также старшему поколению родственников.

Для того, чтобы получить возможность пройти данный ритуал, девушка должна была определенным образом сменить внешность. Но сделать это так, чтобы окружающим стало понятно то, что она перешла из статуса девушки в новый образ замужней дамы. Если невеста не приехала в свадебном костюме сразу, то процедура переодевания считалась торжественной и даже таинственной, потому к ее проведению допускались родственницы со стороны жениха, у которых были только счастливые и здоровые семьи. Вдовы и разведенные дамы могли навлечь на невесту несчастье или бесплодие.

Традиционная коса расплеталась и заменялась другой прической: 9 маленьких косичек справа и 8 слева на голове. Кончики оформлялись при помощи коралловых бусинок и монетками из золота и серебра. Обычно невеста именно с такой прической присутствовала на основном своем обряде. В наряд традиционно добавлялись украшения шейного и нагрудного типа. Он же в последствии был костюмом для выхода в свет  семьей. При помощи обряда поклонения духам рода невесту духовно принимают в новую семью.

Интерес представляет собой традиционный обряд в юрте свекра. Туда невеста приходила первой, поскольку за остальными могли проскочить злобные духи. Которые в последствии могли нанести молодой семье вред. Завершался обряд подношением подарков невесте со стороны отца жениха. Наиболее распространены такие подарки, как деньги, платки, кольца и драгоценные украшения.

Читайте также:  Платье для невесты красного (вишневого) цвета: символика, кому подойдет

После того девушка выражала свое согласие на честное исполнение обязательств невестки, а также на подчинение новому роду и семье. После завершения всех ритуалов брак считался состоявшимся. После завершения свадьбы гостям со сторонам новобрачной дарили подарки: мужчинам-качественные рубахи, а женщинам-платки.

Основные качества молодых

Как и у любого народа, у бурятов высоко ценились определенные качества будущих молодых вне зависимости от социальной принадлежности. Чем больше положительных сторон в человеке, тем завиднее жених или невеста. Например, к ценным качествам молодой относились такие характеристики, как:

  • естественная красота и здоровый организм;
  • расторопность и наличие смекалки;
  • навыки по хозяйству;
  • умение вышивать и шить.

У жениха есть список из 9-ти основных качеств, которые наиболее ценились в общества. А именно:

  • знания в области кузнечного дела;
  • владение каким-либо ремеслом;
  • навык вязания кнута;
  • искусство натягивания тетивы на лук;
  • навыки охотника и наездника;
  • навыки борьбы;
  • умение мастерового;
  • желательно выиграть хотя бы одно местное соревнование на проявление силы и ловкости.

Как и у любого другого народа, в Бурятии в ряде деревень до сих пор присутствует этап сватовства со своими обычаями и нюансами проведения.

Сватовство невесты

Сбор приданого

На этом этапе в семью Арюны приходят все ближайшие родственники со стороны матери и отца. Их угощают белой пищей и приглашают за стол, где все говорят друг другу добрые пожелания. Родственники приносят с собой подарки, чтобы невеста попала в другую семью не с пустой рукой. Подарки дарят по старшинству.

— По окончанию первого застолья во время перерыва старейшины женщины собираются в доме родителей невесты и готовят приданное. Они складывают в сундук все необходимые вещи Арюны: ложку, вилку, иглу, нитку, ковер, даже веник с совком. Самое главное — по четырем углам сундука ставятся бутылки с водкой — это считается самым устойчивым положением вещей. Также в сундук кладут еду, начиная с белой пищи, далее мясо, конфеты, печенье, чтобы невеста смогла накрыть стол в семье жениха. Также туда кладут подарки родственникам Баира. Одним из основных предметов в приданом невесты считаются постельные принадлежности, которые не кладут в сундук. Туда входит двухслойный матрац из овчинной шерсти, белье, — отмечают хранители традиций.

После сбора сундука всех замужних женщин и старейшин угощают белой пищей, а затем на стол кладут расправленное одеяло и сверху платок. Этот обычай называется «Хүнжэлэй бүреэдэhэн», в котором участвуют только замужние женщины, у которых здоровые дети и старейшины. В платок они зашивают деньги и длинной ниткой пришивают платок к одеялу по часовой стрелке.

— Женщины по очереди кладут деньги под платок. Каждая должна сделать три шва и между ними сказать пожелание. После этого она должна отпить молоко и шить продолжит другая женщина. Важно зашивать аккуратно, чтобы не было ни одного узелка. Нитка должна быть цельной, а не составной. Это означает, что у них будет долгая жизненная дорога без ссор – затяжек, — подчеркнула она.

Участники ансамбля «Уряал» добавили, что при нехватке замужних женщин и старейшин, молодые мужчины тоже могут закончить шитье. Последний гость завязывает два конца нитки в бантик и таким образом, закрепляет все хорошие пожелания. Потом все гости берут это одеяло с четырех сторон, трясут его и хором желают счастья молодой семье. Потом одеяло складывают в конвертик и откладывают.

Немного мифического

Этимология слова восходит к тибетскому языку. «Тэнгери» – так звучит оно по-тибетски и означает «небо». Существует одна легенда, которая объясняет происхождение и символику хадаков.

Люди обращались к небесам с молитвами. Будды, божества, боддхисаттвы услышали просьбы и спустились с небес, горных пиков на землю, сияя красками пяти цветов. Они олицетворяли стихии: землю, воду, огонь, ветер и пространство.

вода, земля, огонь, воздух

Вместе они символизировали единение перерождения и пробуждения. Сияющие цвета, опускаясь, превращались в невесомую материю, подобную шелку.

Теперь, преподнося разноцветные хадаки, буддисты как бы намекают, что тот, кому их дарят, заслуживает уважения, точно божество.

Для чего нужен

Этот уникальный презент можно преподнести в честь любого события, которое является важным в жизни буддиста:

  • рождение;
  • свадьба;
  • похороны;
  • получение диплома;
  • встреча и проводы гостей;
  • благие пожелания собеседнику;
  • благодарность;
  • достройка жилища;
  • подношения в храмах.

Сам Далай-лама преподносит хадак в знак своего почтения политикам, монахам, известным личностям.

С преподнесением хадака связан также обычай сватовства. Последовательность действий такова: когда юноша повзрослел и готов к семейной жизни, отец подбирает ему будущую спутницу, а затем отправляет свата к родителям девушки. Посыльный берет с собой огромное количество подарков и, конечно же, хадак – без него никуда.

свадебное подношение

Если родители благоверной принимают подарки, значит, свадьбе быть. Если же они отказываются от даров, то это означает отказ от предложения руки и сердца.

При встрече родителей будущих супругов сват опять дарит платки: Будде, папе невесты и маме. После этого преподносятся другие дары, алкоголь, мясо, а договор скрепляется застольем.

Дарят его и на следующий день после наступления буддийского Нового года – Сагаалгана. Молодые люди приходят к старшим: родителям, тетям с дядями, бабушкам с дедушками – и поздравляют с праздником, желают долгих лет жизни, здоровья. Поздравления сопровождаются символическим подношением стакана молока на белом шарфе.

Не обходится без хадаков и процесс похорон. Перед будущей могилой раскладывают чай, наличность и священный платок. После этого по очерченной рогом границе выкапывают яму, куда погружают тело усопшего вместе с дорогими ему вещами.

Источники

  • https://nataly-moda.ru/torzhestvo/hadak-u-buryat-svatovstvo.html
  • https://psvadba.ru/buryatskaya-svadba.html
  • https://www.infpol.ru/200517-kak-provesti-buryatskuyu-svadbu-soblyudaya-traditsii/
  • https://o-buddizme.ru/simvoly-v-buddizme/khadaki-znachenie-v-buddizme

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию