Мордовская свадьба, ее традиции и обычаи

Свадебные обычаи как культурное наследие Мордовии

Скорее обряд свадьбы – это представление, где происходит своеобразная борьба между стороной жениха и стороной невесты. В проведении свадьбы трагичные сцены, где невеста покидает родной очаг (песни-монологи и плачи являются обращением девушки к родителям, подругам, природе и т.д.), переплетаются с жизнерадостными, веселыми песнями в доме жениха. Здесь в полной мере окунаешься в мир народной песни и поэзии. Свадебные песни постепенно перетекают из одной в другую и переходят в полноценный диалог, исполняемые и одним человеком, и целыми группами.

Мастер-класс 1. Театрализованное представление «Эрзянская свадьба»

Действующие лица: жених, невеста, сваха, уредев (шафер, участник свадебного поезда со стороны жениха), родители и родственики невесты и жениха.

Реквизит: полотенце вышитое, платок головной для невесты, две ленточки, кольцо, монетки, хмель, ведра, коромысло, веник, старая шуба (дубленка), фотоаппарат.

Перед началом мастер-класса предлагается посмотреть видео ролик о мордовской свадьбе. Затем участникам предлагается провести некоторые из элементов свадьбы. Из числа участников выбираются действующие лица, которые будут на сцене выполнять свои роли в соответствии с указаниями ведущего.

Ведущий: Утром перед отправлением за невестой уредев и сваха обходят свадебный поезд три раза — огораживают. Уредев ножом делает кресты, а сваха поёт.

Сваха: Велень-сядонь пас, матушка, Бог села, матушка, Велень-кирди, корьминець! Хранитель села, кормилец! Аштек берянь арсиде, Защитите нас от зломыслящего. Ваномизь лихой ломанде. Сохрани от лихого человека. Верьга ливти лихоенть По верху летящему лихому Синдить кавто сёлмонзо, Сломай оба крыла, Алга юты беряненть По низу идущему врагу Синдить кавто пильгензэ! Сломай обе ноги!

Ведущий: А в это время в доме невесты готовятся к приезду поезжан, прежде всего одевают невесту. Расплетают одну косу, заплетают в две косы. Женщины-родственницы невесты с причитаниями начинают расплетать ей косу.

Родственница (подружка) невесты: Пиже дуга-парыям! Молодая сестрица-золовушка! Мазы дугам-парыям! Красивая сестрица-золовушка! Тука, парыям, рознясынек Дай, золовушка разрозним Сэрень вити тонть пулот, Украшающую стан- твою косу, Копоре мазы прячереть. Красоту спины – твои волосы. Седь икеле эрямсто, При прежней твоей жизни, Седь икеле аштемстэ При прежнем твоём бытье Эзнек ургале черезэть, Не касались мы до твоих волос, Эзнек кунтле пулозот. Не брались за твою косу. Тукая ней, парыям, Дай-ка теперь, золовушка, Розняснэк прячереть, Разрозним твои волосы. Ней а кармат, парыям, Теперь не станешь, золовушка, Чи валдосо кантлемест, Носить их при свете солнечно, Капмат кекшезь кирдемест, Станешь держать их спрятанными, Чоподасо кантлемест. Станешь в темноте носить их.

Ведущий: Невеста и гости наряжены, прибыл свадебный поезд и начинается выкуп невесты. А какие конкурсы, шуточные задания есть в вашем селе при выкупе невесты?

(пробуют провести эти задания для жениха и его родни во время импровизированного выкупа).

Ведущий: После окончания выкупа молодых благословляют родители невесты. Молодые кланяются им в ноги. Свадебный поезд трогается, невеста сидит спиной к движению и горько плача, кидает колечко. Среди детей начинается соревнование, кто быстрей найдёт его, а взрослые их подзадоривают. Есть поверье: если найдёт кольцо мальчик — значит первенец у молодых будет мальчик, а если девочка — значит девочка. Если колечко ловит подружка невесты, то она следующей выйдет замуж. Все отправляются в церковь на венчание, после чего возвращаются в дом жениха, куда невеста входит молодой женой.

Родители жениха выходят на крыльцо, отец с иконой в руках, мать с караваем и солонкой. Молодые встают на белое, чистое полотенце. Это символизирует начало их совместной жизни. Вместе с ними выходит также родственница в вывороченной шубе, в руках она держит сковородку с хмелем. Она осыпает хмелем и произносит: «Будь легка в работе, как хмель» или «Пусть, как хмель, вылетят из твоей головы девичьи мысли». По окончании этой церемонии молодых вводят в дом. Есть поверье: кто первым это сделает, тот будет в семье главным. Невесту подводят к печке, где из лучинок зажигают огонь, тем самым показывая, где её место — будь пекущей и варящей. Вся родня рассаживается за богатые столы и начинается гулянье. А какие в вашем селе есть веселые конкурсы песни и танцы для свадебного гуляния?

Далее предлагается провести несколько свадебных конкурсов и игр.

  1. Один из обрядов, который делали на второй день, это был «сор»: «Солому занесут в дом, с деньгами смешают, а невеста должна выкупить веник, подмести. Сами веник из рук вырвут, опять невесте надо новый веник выкупить, а деньги сорят везде».
  2. Знакомство невесты с колодцем. Родственницы жениха идут показывать невесте колодец или родник, откуда черпают воду. По пути домой невесту, несущую полные ведра, разыгрывают: незаметно подходят к ней и стараются вылить воду. Невеста этому сопротивляется, жених ей помогает. Родственники продолжают разыгрывать невесту до тех пор, пока она не бросит кольцо. Они заняты поиском кольца, а невеста тем временем приносит воду в дом» (можно предложить невесте просто пройтись, донести ведро воды, если найдется коромысло и с двумя ведрами воды).

В завершение мастер-класса предлагается сделать общее «семейное» фото.

Выкуп невесты

При появлении свадебного поезда ворота во двор невесты запирались, а ее подруги и родственники требовали от приезжих выкуп. Войдя в дом, поезжане должны были дать ещё ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. Затем поезжане ставили на стол пироги и другую еду, и после моления начиналось угощение. По окончании пиршества родственницы невесты одаривали поезжан. Невеста в это время сидела в другой комнате, затем её выводили, и начинался обряд прощания невесты со своими родными.

Получив родительское благословение, невеста отправлялась в церковь, где ее уже ждал жених. По завершению венчания пара ехала в дом родителей молодого мужа, начиналось пированье.

Свадьба как отражение семейных отношений в прошлом

Свадьба была родительским решением. Зачастую молодые видели друг друга первый раз только после нее. Базовыми критериями при выборе становились материальное благополучие семьи невесты, ее здоровье и усердие в труде. Часто взрослых девушек 20 с лишним лет выдавали замуж за мальчиков от 8 до 12 лет. Цель заключения такого брака была исключительно меркантильной: богатый отец женит сына и в доме появляется новая бесправная рабочая сила. В доме же родителей дочери с детства выполняли много работы по хозяйству, поэтому они также не стремились отдавать девушек рано замуж.

Читайте также:  Свадьба в деревенском стиле - подготовка и проведение

Не все свадьбы проходили в соответствии с традициями и с одобрения родителей. Девушку могли просто похитить, либо влюбленные заранее договаривались и  тайно вступали в брак из-за скромного материального положения жениха или несогласия родителей.

Выйдя замуж, молодая женщина помимо своих непосредственных обязанностей по дому и уходу за мужем и детьми выполняла много другой тяжелой работы наравне с мужчинами. Приданое девушки переходило в пользование новой семьи, да и на помощь со стороны своей родни она не могла рассчитывать. Именно поэтому так много в доме девушки горечи, слез и причитаний.

Мордовская свадьба проходила с полным соблюдением обычаев и ритуалов. Условно она состоит из нескольких этапов:

  • Досвадебный – сватовство и подготовка к свадьбе
  • Свадьба
  • Послесвадебный – гуляние

Праздники мордвы

В мордовском календаре много самых разных праздников, но большинство из них связаны с сезонами и почитанием природы. В зимнюю пору начинали готовиться к празднику “роштовань кудо”. У него нет аналогов в наше время, однако у молодёжи мордвы этот праздник пользовался большой популярностью. Он сопровождался песнями, танцами, играми, а также проведением “магических” ритуалов, некоторые из которых носили весьма фривольный характер.

Также в традиции мордовских эрзя почитаем праздник Раськень Озкс, во времена крестьянской экспансии почти преданный забвению, а сегодня превратившийся в этнический фестиваль. Приход христианства принёс целомудренные обычаи, но от этого веселья меньше не стало. Одним из самых любимых праздников был “калядань-чи”, что проводился в рождественский Сочельник и был аналогом русского Дня Коляды.

Мордовский народ верил, что в этот день происходит рождение нового солнца, что постепенно набирает силу и появляется на небосводе. Вечером накануне праздника дети собирались в группы и отправлялись по дворам. Они исполняли соседям торжественные песни, а те угощали исполнителей конфетами и другими сладостями.

праздник мордвы

Мастер-класс 3. «Угощения в праздник свадьбы. Кухня в свадебном обряде эрзян»

Действующие лица: ведущий, участники мастер-класса.

Добрый день!

Сегодня мы продолжаем знакомиться с эрзянской свадьбой. Остановимся на такой ее важной части как обрядовая кухня/свадебные угощения.

В доме невесты свадебные обряды начинались с посещения девушки родственницами, которые угощали ее кашей (пшенной). Вместе с кашей они приносили несколько сдобных лепешек, а от своих мужей — по паре лаптей. (Их клали затем в сундук невесты вместе с ее приданым.) В частности, пшенная каша не только была изысканным блюдом во время свадьбы, но с ней был связан и специальный обряд, который в различных местах проживания мордвы- эрзян носит неодинаковое название: в Мордовии его называют кашань ярсамо (э.) — поедание каши или кашань кандомо (э.) — принесение каши; у самарской мордвы он получил наименование кашань урнеме — причитания над кашей.

А как в вашем селе называется этот обряд?

Иногда невеста сама вместе с подругами обходила родню, где ее также угощали кашей. Этот обряд символизирует начало свадьбы и последний день нахождения невесты в доме своих родителей.

А вы знаете, как готовится такая каша? Какой рецепт приготовления свадебной пшенной каши в вашем селе?

Мы предлагаем вам следующий рецепт пшенной каши: Мордовская пшенная каша (Шонгарям)

  • 1 стакан пшена,
  • 0,5-1 л молока,
  • 50-75 г сливочного масла,
  • 150-200 г обрезков любого отварного мяса,
  • 1-2 вареных яйца,
  • 1-2 луковицы.

Пшено промыть несколько раз в холодной воде, затем обдать кипятком и варить до полуготовности (10 — 15 мин), чтобы не разварилось в воде. После чего жидкость слить, а в кашу залить молоко, в котором уварить ее до густоты. Готовую кашу заправить маслом, мелко накрошенными кусочками мяса (зайчатины, свинины, говядины — любого) или курицы, рублеными яйцами и измельченным луком и тщательно размешать. После этого добавить в кашу небольшие кусочки верхней корки от свежевыпеченного черного домашнего хлеба (для этого срезается только сухая, зазубренная часть корки, совершенно без мякоти). Если домашнего хлеба нет, то покупной для этой цели лучше не использовать — он лишь испортит вкус каши, в то время как корка домашнего хлеба придаст ей особое вкусовое своеобразие (в этом случае каша должна постоять перед подачей 5-10 минут, чтобы корка упрела).

Много обрядовых блюд готовилось к свадьбе.

Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги, их насчитывалось от 5 до 9. Каждый из пирогов имел свое название и назначение.

Самый большой и важный из пирогов лувонь кши (э.) преподносили отцу невесты. В зависимости от того, каким он получался, судили о достоинствах девушки: если этот пирог во время печения поднимался, это означало, что молодая народит много сыновей; если же он расползался, то невеста будет бесплодной и злой.

Второй по важности пирог — совамо пряка или совамокедьге (э.) (входной пирог). Он облегчал поезжанам вход в дом невесты и ее родственников, где она скрывалась от сватов.

Пирог ава ловсо (э.) (материнское молоко) предназначался матери невесты за воспитание дочери. Его вручали либо мать жениха, либо сваха вместе с платком и онучами лаптей. При этом ее благодарили за то, что она вырастила такую хорошую дочь. В некоторых местах готовили и атяньловцо (э.) (молоко старика, отца). В него вместо начинки клали три косточки.

Иногда дарили пирог и крестной матери невесты. Его делали с разной начинкой, а сверху украшали узором.

Для подруг невесты пекли девичий пирог — тейтерень пряка (э.), его сваха приносила в дом крестного отца, дяди невесты или замужней сестры, где она вместе с подругами скрывалась от поезжан.

Из других свадебных выпечек нельзя не сказать об особых пирогах, например «Груди молодушки» с начинкой из творога, сопровождавших специальное моление в доме жениха, во время которого просили верховного бога Нишке, чтобы молодушка имела много молока и чтобы родила семерых сыновей и столько же дочерей.

Во многих местах пекли курник. Вместо начинки внутрь клали овес, поэтому на еду он не годился. Зато его очень красиво украшали бумажными цветами, лентами. Курник носили во время свадьбы за молодыми повсюду: в церковь, по домам родственников, за водой. Его несли только молодые женщины, которые с ними и плясали, передавая его друг другу. Во время выхода молодой за водой у речки с курника срывали цветы и бросали их в воду, а сам пирог несли обратно домой.

Читайте также:  Сватовство со стороны невесты: обычаи, правила, подарки

Родственницы невесты в свою очередь пекли пирог, предназначенный будущему зятю — содамонъ пряка (э.) (пирог зятя). В дом жениха его привозили в первый день свадьбы, когда молодые возвращались из церкви.

А в вашем селе пекли «особые» пироги на свадьбу? Может быть, вы поделитесь рецептом?

Следует отметить самый большой, свадебный главный пирог лукш, который выпекался матерью жениха и отправлялся на угощенье родных невесты вместе со свадебным поездом, ехавшим за невестой. Его пекли обязательно круглым по форме из пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоёв: нижний слой из пшенной каши, затем из творога, особые слои составляли вареная курица, куриные яйца или яичница. Верхушку пирога украшали выпеченными из пресного теста фигурками птиц, звёздочками, веточкой яблони, цветными нитками, лентами и бисером. Специальное лицо, ответственное за доставку пирога, следит за тем, чтобы с ним ничего не случилось по дороге. Если его сомнут или испортят — это плохая примета для новобрачных. Фигурки из теста, что находятся наверху пирога, должны есть только женщины и девушки — подруги невесты и родственницы жениха. А вот начинку пирога — курицу, яйца и кашу — жених и невеста съедают вместе. Это залог их будущего семейного счастья, богатства и большого количеств детей.

А какое главное блюдо было на вашей свадьбе? Может, вы нам расскажите? Сохранились ли традиции свадебного угощения в настоящее время?

(Ведущий мастер- класса должен пригласить участников к дискуссии.)

Итак, сегодня мы познакомились с некоторыми блюдами свадебной эрзянской кухни.

В заключение хотелось бы выяснить ваше мнение, что интересного и полезного вы узнали?

Мастер-класс 2. «Свадебные песни эрзян»

Реквизит: гармонь или баян, фотоаппарат, принесенные участниками мастер – класса элементы национального костюма.

Действующие лица: гармонист, исполнители песен и танца.

Ведущий: На этом мастер-классе мы попробуем вспомнить песни и танцы, которые исполнялись на эрзянской свадьбе. Вот некоторые из них.

Эрзянь Полюнесь Эрзянь Полюне Поля-бояравине. Полине эрясь Эрзянь велень кудосо — 2-ксть. Васня муськизе Кочкарява палянзо, Мейле шлякшнынзе Раужо кедень кемнензэ — 2-ксть. Сыргась Полюша Васов вирев мастумарьс. Каршонзо ардсь Крандазс кильдезь алаша — 2-ксть. Эйсэнзэ озадо Эрзянь велень од цёра. Кодак Полянь неизе — Сеске седейс саизе — 2-ксть. Седейс саизе, Мейле Полянь чиизе. Кудов ветизе, Паро полакс теизе — 2-ксть. Эрзянь Полюне. Миколька лелякай, саикс улят — саемак Вай, кува якан, мон гуляян Вай, кува якан, мон моран, Вай, киштян-моран ды налксян Вай, монсь аванень а ёвтан. Евтан ансяк Просай дованень, Евтан вечкема Просай патянень, Евтан Миколька лелянень. Миколька алякай, лелякай, Миколька, вечкевикс алякай, Бути саикс улят — саемак, Бути вешикс улят — вешемак. Ченгинь-палынь чей тикшекс, Ченгинь-коськинь мель мольстезь, Румолгадынь мон Рав тикшекс, Раушкадынь соказь модынекс, Ожолгадынь мон одажакс, Ашолгадынь пор пандалонь поркс. Миколька, алякай, лелякай, Тонсь тейтерьксчинем маник, Паро цера мон теть чачтынь, А тонь тесонь кроватенть стувтык… Миколька, алякай, лелякай, Восхваление свахи Свахай-бояраванем, Свахай-азоравием! Тынь мезе мельга якиде-пакиде, Адядоя ванынка Минек пиже дуганок, Минек мазы дуганок. Тынь знярс якиде-пакиде, Знярс лисиде-совиде, Чаржав экшсэ сэрезэ, Паця экшсэ чамазо! Эзинк редсе чамазонзо. А течинь чисэ, свахай, Оляс таргинек сэрензэ Оляс ливтинек чаманзо! Минек пиже дуганок Вере-вере нупальсэ. Нупалень валдо вальмало, Ашо конёв теневзэ, Сиянь салмукс кельсэнзэ. Минек пиже дуганок А васьказь-оймазь эриця, А ильнезь-кольнезь аштиця Ужо кевкстядызь, свахай, Кевкстядызь, бояравинем. Ускить эзить, свахай, Мештезэнзэ крест ведьме, Мештень келесэ сюлгамо, Пилензэнзэ тонгинь пилекст, Сурозонзо сиянь суркс, Кедезэнзэ пижень кетькс, Палянь викшнемс суринеть. Песня «Сюк сюк Ковава» Апак фатя новольсь вирь удалов чись, Апак фатя ковось менель ежос лиссь. Припев: Сюк сюк Ковава, якат менель киява, Тонеть шумбра кши, а монень шумбрачи Матедевсть ломантне, кеместэ удыть. Каштмолить кискатне, удомаст ванстыть. Припев: Сюк сюк Ковава, якат менель киява, Тонеть шумбра кши, а монень шумбрачи Валске атякш марто удомам прядса, Кепе лисян кардов, пелюмам чавса. Припев: Сюк сюк Ковава, якат менель киява, Тонеть шумбра кши, а монень шумбрачи

Ведущий: Предлагаем сейчас вместе исполнить одну из эрзянских песен на ваш выбор. (Выбирается один или несколько солистов, исполняющих национальные песни по своему выбору).

— Кроме национальных песен предлагаем исполнить частушки на эрзянском языке. (участники исполняют частушки)

— После прекрасного исполнения песен предлагаем попробовать исполнение национального танца. (участники исполняют танцы)

В заключение мастер-класса проводится краткая беседа для получения обратной связи о проведенном занятии и делается общее фото участников.

Нюансы свадебного торжества в Мордовии

Свадьба проводится в домах обоих сторон. В доме девушки, по традиции, ожидали жениха девушки в окружении подруг невесты. После традиционного выкупа гости, и молодые садились за стол. Перед тем, как отправиться венчаться с женихом, невеста должна попросить у родителей благословения.

После обряда венчания торжество продолжалось в доме у жениха. Сперва разбивается кувшин из глины, далее под ноги молодой паре бросают зерна. Только после соблюдения данных обрядов пара получает благословение родителей жениха. После свекровь подходит к невесте и указывает ей в своей особенной речи на то, что теперь ложиться позже всех и вставать первой в доме будет именно она.

Этап подготовки к свадьбе: нюансы и обычаи

После выхода из запоя начинается подготовка к свадебному торжеству у обеих семей. Невеста должна подготовить для будущей семьи множество подарков. Традиция обязывает невесту собственноручно готовить подарки. В более древние времена в роли подарков выступали рубашки, платки и прочие вещи, которые могли пригодиться в домашнем хозяйстве. Из-за огромного количества подарков и необходимого времени на их заготовку невеста начинала готовиться к свадьбе за несколько лет до предполагаемого сватовства.

распусканием косы

Значение обрядов с кашей и распусканием косы

Свадьба в Мордовии традиционно сопровождается обрядовым угощением кашей, а также расплетания косы невесте. При этом девушка обычно причитает о потере собственной свободы. Кашей девушку угощает ее родня и во время пробы невеста причитает о том, что скоро придется покинуть родительский дом.

После того, как гости покинут ее дом, она продолжает причитать о своей доле. Во время процесса, расплетая косу и надевая на голову атласную ленту. Повязывать аксессуар невесте может помочь только родная мать.

Читайте также:  Обручальное кольцо - на какой руке и пальце носят в России женщины и мужчины

За день до предполагаемой церемонии девушка совместно с родней очищает сундук для приданного и подарков тот нечистой силы и загружает дары. Центр сундука выделяется под каравай, на который кладется монетка. Их же раскладывают и по углам ритуального сундука. Также в нем должны находиться лапти, ложка, а также чашка.

жених и невеста на мордовской свадьбе

Обряд сватовства

Сватовство – самый основной момент, проходящий в несколько подходов. С  помощью жертвоприношений отец жениха задабривал богов и умерших предков. Затем он доставал мякиш из горбушки хлеба и наполнял ее медом.  Ночью ехал к дому выбранной девушки и оставлял этот символический знак предстоящего сватовства. Затем нужно было постучать в окно и сообщить хозяину о своем намерении сосватать его дочку. Отец девушки либо выражал согласие, либо отдавал назад горбушку.

Со временем обряд стал проще. Кандидатура будущей супруги для сына, ее выбор обсуждался в семейном кругу. Первые «переговоры» с родителями невесты проводили крестные жениха или его близкие родственники. Каравай хлеба при этом являлся обязательным атрибутом.  Родители невесты давали свое согласие на брак не сразу. Если же сваты получали утвердительный ответ, то вскоре отец жениха с самыми близкими родственниками приходили к будущим сватам, обменивались хлебом и солью, договаривались о приданом, расходах на свадьбу у других подарках. Также окончательно утверждалась дата свадьбы.

Обряды в доме невесты

С этого момента в доме невесты начинают подготовку к свадьбе, включающую в себя целый ряд традиций и обрядов. Девушку навещают родственницы, подруги и угощают ее кашей. Так они прощаются друг с другом. Далее еще один обряд – «девичья баня». Ведя невесту в баню, подруги поют песни о том, что она покидает родной кров и прощается с девичьей жизнью. Моясь в бане, невеста причитала, приравнивая свой союз к смерти.

Далее проходил обряд «укладки сундука»- символ материального достатка невесты и ее счастливой жизни в браке.

Роль свадебного обряда в отношениях семьи

В Мордовии решение о свадьбе принималось родителями в единоличном порядке. Нередко пара впервые даже знакомилась уже после свадебной церемонии. Основными критериями в подборе девушки являлись материальное благополучие, состояние здоровья, а также усердие в вопросах труда.

Еще одной интересной особенностью свадьбы в Мордовии считается традиция, при которой 8-12 летних мальчиков могли легко женить на девушке 20-ти лет и старше. Цели такого брака были, преимущественно, меркантильными. Естественно, выгода была для стороны жениха: у богатой семьи часто появлялась бесправная служанка в виде молодой девушки. Родители девушек привыкают рассчитывать на их помощь в хозяйстве, потому слишком рано выдавать дочь замуж не спешат по логичным соображениям.

Однако, далеко не все свадьбы проходили в строгом соответствии с традициями и исключительно с одобрения родителей. Иногда невесту похищали как с ее согласия, так и без. А нередко пара просто венчалась тайно. Причинами для такого шага могли стать как несогласие родителей, так и шаткое материальное положение семьи жениха, которое пара не хотела выставлять напоказ.

После официального замужества на плечи девушки помимо стандартных домашних и семейных обязанностей ложилась работа совсем неженского характера. Еще одна традиция приписывала переход приданного невесты в пользование семьи жениха. А на помощь своей родни ей рассчитывать, как правило, не приходилось. Именно из-за таких традиций свадьбу в доме невесты нередко принимали за траурное мероприятие, было много слез и страданий.

Свадебная церемония всегда проходила со строгим соблюдением традиций. Обычно она состояла из нескольких основных этапов:

  • этап сватовства семей;
  • сама церемония свадьбы;
  • послесвадебные ритуалы и традиции.

Чтобы лучше понять традиции и обычаи Мордовии, необходимо каждый этап разобрать более подробно.

едут сваты

Сватовство: основные традиции и нюансы

В Мордовии сватовство считается основным во всей церемонии и делится на несколько этапов. Первым считается ритуал со стороны отца жениха, при котором совершается жертвоприношение с целью задобрить умерших родственников и покровительствующих богов. Далее он же доставал мякиш из специально приготовленного хлеба и наполнял ее щедро медом. Затем он лично ехал к дому невесты ночью и оставлял такой символический подарок в знак предстоящего сватовства. Далее этикет предполагал необходимость постучать в окно семье и сообщить отцу невесты о своих намерениях. Сторона девушки либо выражала согласие, либо отказывала. В случае последнего исхода горбушку возвращали обратно.

С течением времени обряд заметно упростился. Кандидатура невесты обсуждалась еще в семейном кругу на предварительном совете. Первичное сватовство традиционно проводили либо родственники жениха, либо крестная семья. Обязательным атрибутом сватовства считался ритуальный хлеб или каравай.

Обычно семья невесты, по оговоренным ранее причинам, не сразу соглашалась на официальный брак. При получении долгожданного согласия сватовство совершал уже непосредственно отец жениха с приближенными. Проводился обмен хлебом и солью, а также обговаривались такие детали свадьбы, как дата проведения, приданное и прочие нюансы.

парочка на лавочке

Что такое обряд запоя

В обряд сватовства традиционно включается такая деталь, как традиция запоя. Этап запоя наступает спустя неделю после официально проведенного сватовства. Родственники жениха навещают невесту, принося ей подарки и гостинцы. Традиционно это были украшения и платки в национальном стиле. Хозяева должны были пригласить гостей за стол и щедрым образом угостить.

Свекровь при вручении подарка невесте традиционно поет национальные песни. После данной церемонии невеста должна проявить вежливость и поблагодарить за подарки присутствующих гостей. А родители объявляют о месте проведении и дате свадьбы во всеуслышание.

Обряды в доме жениха

Свадьба у жениха в доме является полной противоположностью свадьбы у невесты.  Все заботы проходят в веселой и шумной обстановке. Мать и родственницы жениха выпекали пироги (так прогоняли нечистую силу), от пяти до девяти штук. Каждому пирогу давали свое название, и каждый пирог имел свой смысл. «Священный пирог» для отца, «материнское молоко» для матери, войти в дом молодой легче с помощью «входного пирога» и т.д.

Помывшись в бане и надев новую одежду, жених шел за свахой, которая являлась главной героиней свадебного поезда. Вторым по значимости шел друг жениха. Он охранял жениха и весь поезд от порчи, был распорядителем стола. При появлении свадебного поезда ворота во двор невесты запирались, а ее подруги и родственники требовали от приезжих выкуп.

Получив родительское благословение, невеста отправлялась в церковь, где ее уже ждал молодой. По завершению венчания пара ехала в дом родителей молодого мужа, начиналось пированье.


Источники

  • https://weddingadvice.ru/mordovskaya-svadba-ee-traditsii/
  • http://nselo.ru/proekty/dom-traditsiy/traditsii/mordovskaya-svadba/
  • https://musaget.ru/traditsii-mordvy-prichitaniya-nevest-i-yazycheskaya-pasha/
  • https://psvadba.ru/mordovskaya-svadba.html

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию