Традиции балкарцев — культура и обычаи Кабардино-Балкарии

Семейный уклад балкарцев

Основная часть семейных обычаев балкарского народа остаётся неизменной на протяжении многих столетий. Уклад жизни, сформировавшийся за долгую историю балкарцев, диктует, что главой семейства всегда выступает мужчина. Женщина же должна беспрекословно подчиняться ему, заниматься хозяйственными делами и воспитание детей.

Согласно традициям балкарцев, женщины не сидят за одним столом с мужчинами, а мужчинам не разрешается находиться в женской части дома (исключение составляют супруг или отец). Муж и жена при посторонних не называют друг друга по имени. Конечно, сегодня некоторые запреты балкарцев немного сглажены, однако основные правила поведения остаются прежними.

Карачаево- балкарский женский национальный костюм - чепкен
Карачаево-балкарский женский национальный костюм – чепкен (балкарки) / © Ахмат Байсиев

В понимании балкарцев мужчина – это защитник, воин, поддержка своих родных. Именно в таком духе с ранних лет воспитывают мальчиков. В балкарских селениях нельзя увидеть женщину, что идёт с тяжёлым грузом, а рядом с ней – мужчина с пустыми руками.

К детям у балкарского народа также несколько непривычное для нас отношение. В отличие от русских семей, здесь наибольшее внимание уделяется не детям, а старикам. Родители должны быть строгими со своим ребёнком, а вот пожилые люди, бабушки и дедушки, вполне могут побаловать малыша. Эта особенность встречается у многих кавказских народов к примеру у Абхазов.

Старцы Кавказа

Благодаря такому принципу воспитания с детства балкарцы знают, что самый почитаемый человек в семье – старший представитель рода. Они с огромным уважением относятся к людям старшего возраста. Общаясь с ними, молодые балкарцы не имеют права спорить или перебивать собеседника – это считается признаком невоспитанности.

Карачаевская свадьба: веселая, долгая, дорогая

Карачаевские свадьбы часто называют самыми дорогими на всем Северном Кавказе. Так это или нет — этнографы судить не берутся. Однако нередко, чтобы выдать дочку замуж или женить сына, жители республики берут миллионные кредиты. А стоимость берне — приданого невесты — в некоторых случаях может достигать десятков миллионов рублей.

Мы отправились на традиционную карачаевскую свадьбу, чтобы узнать о свадебных традициях и о том, как они трансформировались в эпоху урбанизации и Instagram.

С самого утра в доме семьи невесты открыты ворота. В них постоянно кто-то заходит: курьеры несут подносы с выпечкой и корзины с цветами, прибывают гости. Во дворе накрыты столы: отдельно для мужчин, отдельно для женщин. В окне второго этажа можно разглядеть силуэт невесты в национальном платье. Мы в поселке Первомайское, на свадьбе Аси Аджиевой. Отец девушки — владелец крупного молочного завода в Кисловодске. Сама она работает на предприятии главным бухгалтером. Жених ей под стать — 31-летний Ануар Эркенов, владелец строительного бизнеса. Правда, его на свадьбе мы не увидим. Ведь по карачаевским традициям жених в празднике «не участвует».

«Сейчас мы ждем в гости его родню, — рассказывает тетя и тезка невесты Асият Аджиева. — Они приедут забирать нашу Асюту, посидят, пообедают, а вечером уже мы к ним с ответным визитом — в ресторан».

В старину карачаевские свадьбы гуляли по неделе. Первый день сторона невесты гостей принимала у себя, затем праздник начинался в доме жениха и затягивался на несколько дней. С урбанизацией республики торжества переместились в банкетные залы, а сами свадьбы стали отмечать быстрее. Иногда — и вовсе укладываются в один день.

Тем не менее, свадебная индустрия в Карачаево-Черкесии процветает. Практически в каждом, даже в самом маленьком городе, можно найти магазин «Все для невесты». Большой популярностью пользуются певцы, ведущие, фотографы, повара. Есть даже отдельная профессия «хычинщица» — женщина, которая готовит на свадьбе традиционные ритуальные лепешки-хычины.

До свадьбы Ася видела своего жениха всего несколько раз. И всегда в присутствии родственников. Свидания наедине у карачаевцев считаются неприличными. Да и времени, чтобы изучить друг друга получше, у молодых тоже нет, ведь от знакомства до ЗАГСа редко проходит больше полугода.

В старину молодежь знакомилась либо на свадьбах, во время танцев, либо пару подыскивали родственники. Сейчас на помощь молодым пришли соцсети.

«Так было и у нас, — говорит Ася. — Он увидел мое фото в Instagram, навел справки, начал ухаживать: каждую неделю мне на работу приходили роскошные букеты цветов, по 101 розе. Я даже не знала, от кого. И так целый месяц, а потом уже объявился сам».

Читайте также:  Рецепт надёжного брака. Нужно ли вдоволь «гулять» до свадьбы?

Буквально через пару месяцев знакомства Ануар сделал своей невесте предложение. Впрочем, одного только желания молодых для свадьбы по-прежнему недостаточно. Нужно, чтобы выбор устраивал также их родителей.

Кастинг потенциальному родственнику предстоит довольно строгий: смотрят на возраст, здоровье, образование, достаток и отдельно — на родословную.

«У нас в семье к этому серьезно относятся, — рассказывает невеста. — В Карачаево-Черкесии есть исторически знатные фамилии, и все знают свое происхождение. Мой выбор родителей устроил: родословная у него первоклассная. Его дедушка, например, был первым секретарем парткома, мой дедушка — вторым».

По словам ученого-фольклориста Харуна Акбаева, в старину из-за боязни кровосмешения карачаевцы изучали всю родословную потенциального жениха или невесты до седьмого колена. Если находили хоть одну «родственную каплю», о свадьбе можно было забыть.

«Сейчас, как правило, смотрят до пятого-шестого [колена], ну и обязательно учитываются четыре родственных фамилии, — говорит Акбаев. — Бабушки и дедушки по материнской и отцовской линии. И если хоть одна совпадает — никто женить такую пару не посмеет. Сословное происхождение тоже имеет значение, еще испокон веков. Например, если в старину князь женился на дворянке (или того хуже, на простолюдинке), то их дети уже не могли быть князьями».

«Честно говоря, почти никого не знаю из молодежи, кто обращал бы на родословные хоть какое-то внимание, — отмечает студентка из Карачаево-Черкесии Зухра. — Скорее, хотят образованного, умного, чтоб зарабатывал. В общем, как и везде: все хотят хорошего и не хотят плохого».

После того, как родители жениха одобряют его выбор, начинается этап сватовства. В старину сваты — родственники жениха — трижды приходили в дом невесты. Сначала расхваливали жениха и его род, потом приносили подарки, а уже на третий раз заключали брачный договор «сёз таусхан». Стороны оговаривают сумму калыма и конкретную дату свадьбы. В наши дни эти обряды несколько видоизменились. Часто бывает и так, что матери молодых встречаются где-то на нейтральной территории и сами обговаривают все вопросы.

Русский генерал Николай Петрусевич, служивший в 19 веке приставом Карачая, писал, что для каждого карачаевского сословия есть своя зафиксированная сумма калыма. У князей одна, у дворян — другая, у зависимых сословий — третья. Сейчас такого общественного договора нет, и все семьи договариваются индивидуально. «Калым — это компенсация родителям невесты, — говорит Харун Акбаев. — На сегодняшний день это всегда более 100 тысяч. А средняя сумма — где-то 300-400 тысяч. Помимо этого, оставляют деньги на одежду невесте: это еще около 200 тысяч рублей».

Со стороны невесты расходы еще более внушительные. Прежде всего из-за берне — приданого. Купить нужно все необходимое девушке в первый год жизни в новой семье: от влажных салфеток и полотенец до парадных ковров, стиральной машинки и норковой шубы.

««Берне», если буквально перевести, — это то, что отдается. Полотенца, рубашки, занавески, перина — раньше она делала все сама. В женщине ценилось умение рукодельничать. А теперь все это покупается», — поясняет Акбаев.

Также невеста берет с собой подарки для родственников жениха: его родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, а еще одаривает какими-то мелочами всех гостей свадьбы. А это несколько сотен человек.

«Мы вчера огромную машину им отвезли, — говорит тетя невесты, Асият. — Вся утварь для спальни: ковры, занавески, пледы. Все по нескольку видов. Минимум — Турция, а так в основном Италия. Ну и плюс подарки ему, его родным: это и бриллианты, и одежда, и деньги».

«Но это же, наверное, сотни тысяч рублей?» — удивляюсь я.

«Нет, что вы! Это миллионы и много миллионов. Парочку миллионов только на сегодняшний день ушло: на платье, туфли, на второе платье. А само приданое и до 10 и до 20 миллионов доходит», — поясняет Асият.

Фотограф Нелля рассказывает, что мать собирает ей приданое уже много лет: «Среднее берне — это 1,5-2 миллиона. Мама мне его с детства, наверное, собирает. Хотя я пока замуж даже не собираюсь. Как-то прихожу домой, а там — бац, стиральная машинка. А лучше бы они это мне деньгами отдавали!»

Читайте также:  Сколько сейчас платят за женихов и невест

Как отмечает знаток национальных ттрадиций Акбаев, не менее трети расходов на свадьбу покрывают многочисленные родственники, друзья, гости: «Ни один гость не может прийти с пустыми руками — как правило, приносят деньги».​ На вопрос о том, можно ли украсть невесту в случае ее нежелания выйти замуж, Акбаев говорит, что, как правило, обряд умыкания делается, если в доме невесты кто-то умер и годовщина еще не прошла: «Тогда праздновать свадьбу нельзя и молодежь выкручивается таким образом. А чтобы против воли — это антинорма. Я бы не дал и 1% таким случаям. В старину за такое могли и башку оторвать, а теперь — уголовное дело. И для парня это будет куда большим позором и проблемой, чем для нее».

В первый день невесту везут в дом жениха в сопровождении своих телохранителей — братьев и снохи. На второй день туда приезжает целая делегация из ее родственников, которые привозят и раздают берне, пируют, едят жертвенного барашка.

Невеста же, спрятанная ото всех, сидит в отдельной комнате. И по большей части молчит, как того требует обряд молчания. Первое время в новом доме она общается только со своими телохранителями.

Обратиться к родственникам жениха девушка не имеет права. «Первые дни, недели, месяцы — и до момента, пока каждый в отдельности из старших членов семьи не даст ей выкуп, то есть право говорить в его присутствии, — перечисляет Акбаев условия молчания новобрачной. — Были такие, кто год держал невестку в молчании. Это было статусно. А еще есть такая шутливая поговорка карачаевская: «За рубль разговорил — за червонец не могу теперь остановить»».​

А вот с женщинами, родственницами жениха, девушка могла говорить уже с первых дней. Они принимали ее в свой круг, и для этого существовал даже особый обряд. Под традиционную песню «Орайда» невесту, накрытую тремя платками-оберегами, выводили из комнаты. Самый старший из аксакалов поднимал главную чашу, балаяк, и произносил здравицу в честь невестки. Лучшая сноха из рода жениха (хорошая мать и хозяйка) снимала с нее эти платки и приговаривала благопожелания. Считалось, что так молодая невестка получит от родственницы все лучшие качества.

Когда последний платок был снят, все родные жениха могли впервые увидеть лицо невесты, а его тетушки и сестры бросались обнимать девушку и шептать ей на ухо что-то приятное. Потом молодую осыпали конфетами, деньгами и рисом — чтобы жизнь ее была сладкая и изобильная.

А вот жених все основное торжество «пропускал». Обычаи заставляли его отсиживаться у младших родственников по отцу или у соседей вместе с другими неженатыми друзьями.

«Брак — настолько сакральная и интимная вещь, что жених не мог ходить и нахвастывать тем, что он женится, становится мужчиной», — объясняет Акбаев.

Теперь, поскольку свадьбы перекочевали в банкетные залы, для женихов там обустраивают отдельное помещение. У себя дома молодой мужчина появлялся только на второй день, и то — тайно. После совершения некяха (мусульманского бракосочетания) кто-то из зятьев уже в темноте незаметно провожал его к невесте для первой брачной ночи.

«В старину неженатые друзья жениха его стерегли и устраивали облаву — вплоть до того, что могли палками «поколотить». Приходилось откупаться», — говорит Акбаев.

Когда жених появлялся, все уходили со двора и закрывали дверь в дом. Старший телохранитель и зять жениха ожидали у двери, когда тот вернется и скажет, что все хорошо.

«Если девушка не была целомудренной — жених имел право объявить об этом, и телохранители с позором увозили ее, — говорит Акбаев. — Но это очень редко. Даже на моей исследовательской памяти было только несколько случаев».

После первой брачной ночи брак считается заключенным по всем местным обычаям. А в ЗАГС молодые не торопятся. С этим тянут по нескольку месяцев, иногда — вплоть до первого ребенка.

«Но ведь это же, наверное, так волнительно: ехать к практически неизвестному человеку в дом?» — пытаю я тетушек невесты.

«Конечно, волнительно — и ей, и нам! Мы-то уже замужние женщины, понимаем, что не все так сладко, как кажется в начале. Меня мама, знаете, как учила: вот вышла замуж, под эту семью подстраивайся и живи, а свою забудь. Мы с мужем уже 30 лет живем. Идем на компромиссы. Иначе можно и на второй день развестись. А у нас здесь разводиться как-то не принято».

«Карачаевская свадьба — это прежде всего праздничные столы, вереница нескончаемых блюд, музыка, много музыки и танцы — это бесконечное веселье, сколько бы ни длилась свадьба. А вы никогда не наблюдали за тем, как дружки жениха голыми руками ломают бараньи кости? Или как девочки «умыкают» джигита из делегации гостей? А традиционные игры-шалости телохранителей невесты? Тогда вам необходимо побывать на карачаевской свадьбе — и не на городской, а что ни на есть настоящей, аутентичной и обязательно в ауле!» — говорит в заключение наш консультант Харун Акбаев.



Поведение невесты на свадьбе

У многих кавказских народов невеста должна стоять в течение всей свадьбы в специально отведенном для нее месте, закрытая плотной фатой. Заглянуть под фату имеют право только родственники жениха, которые после этого должны плюнуть в невесту, естественно, не по-настоящему. Так невесту защищают от сглаза.

И ключи от иноземного скакуна

Приданое карачаевской девушке готовят с самого ее дня рождения. Его цена намного выше, чем сумма «сговорных» денег. Размеры и качество приданого служат предметом внимательной оценки, а потому на нем стараются не экономить. Если невеста оказывается вообще без припасенного имущества, ее подвергают упрекам и насмешкам. В старину лучшими невестами считались искусные мастерицы, и изделия, приготовленные их руками, составляли основную часть приданого. Теперь есть специальные магазины, где можно в одночасье приобрести самое шикарное приданое. Обычно это ковры, одеяла (как минимум три), покрывала (штук десять), подушки, скатерти, несколько видов занавесок, каждая из которых стоит не меньше 20 тыс. руб.

Невеста должна еще обставить и дом, где будет жить, а потому в приданое сегодня входит и спальный гарнитур, мягкая и кухонная мебель, а также бытовая техника. Бывают случаи, когда невеста вместе с приданым приносит и ключи от дорогой иномарки. В итоге родственникам девушки нужно потратить как минимум полмиллиона. А еще ведь нужно сделать подарки родственникам жениха… Сейчас стало модным одевать невесту в национальный костюм, что обходится намного дороже обычного платья с фатой. Один только пояс из серебра обходится до 10 тыс. руб.

Калым или похищение невесты

Женихи на Кавказе должны платить родителям невесты калым после того, как родители девушки дали согласие на свадьбу. Если жениху отказали, он может выкрасть девушку, и тогда платить калым не придется.

Иногда кража невесты проводится с согласия девушки. Если после похищения невеста не соглашается на брак, то вернуться в дом родителей она не может, так как считается опозоренной, потому что провела ночь в доме постороннего мужчины.

Необычные традиции балкарцев

В старину у балкарцев существовало почитание огня. Пламя домашнего очага ценилось особенно. Нельзя было погасший огонь разжигать от углей, взятых у соседей. Для этого в каждом семейств существовал один определённый день, когда можно было “делиться” огнём с соседями или брать угольки для себя.

Не менее интересный и обычай куначества, которого балкарцы придерживаются по сей день. Ещё куначество называют искусственным родством, что, на мой взгляд, очень точно. Установить такую связь могут очень близкие и доверенные люди, настоящие друзья, что желают связать судьбы своих родов воедино.

Для проведения обряда куначества требовалась дружба, проверенная временем, а также проведение особого ритуала. Во время него оба человека наливали в чашу напиток и, поочерёдно давая друг другу клятву, выпивали его.

В конце обряда друзья обменивались оружием, преподносили друг другу подарки. Тот, кто совершил куначество, считался равным кровному родственнику. Он должен был поддерживать товарища в любой ситуации, а при необходимости – даже отдать жизнь за друга.

 Танец балкарцев

Пир на весь мир

Карачаевская свадьба – мероприятие роскошное, многолюдное и затратное. Тщательно проводилась организация праздника, назначался ответственный за соблюдением порядка и обычаев, распределялись роли и функции.

Гостей на свадьбе обычно много, приходят они с подарками, дарят деньги, овец, кондитерские изделия, золото. Мужчин и женщин размещают за столами раздельно. В качестве угощения предлагаются блюда из баранины, пироги, овощи, фрукты, пиво, боза (сброженный напиток) и другие алкогольные напитки.

В прошлом праздник длился три-семь дней, сейчас один-два.

Мусульманский обряд религиозного бракосочетания в прошлом совершался при сговоре, в наши дни его проведение сместилось ближе к свадьбе.


Особенности и черкесской свадьбы

У черкесского торжества нюансы есть свои особенности. Да, музыки и танцев на ней много, как и на любом другом торжестве. Участвуют в веселье, в основном, мужчины. К веселью подпускаются родственницы родителей жениха. Обслуживают черкесскую свадьбу музыканты, которые в обязательном порядке должны владеть игрой на народных национальных инструментах. К таковым относят духовые, струнные и щипковые варианты. Однако, с недавнего времени в ходу у черкесов и русская гармонь.

Читайте также:  Мордовская свадьба, ее традиции и обычаи

Труд музыкантов, которые обслуживают свадебное тождество, оплачивает пригласившая семья. Помимо основной платы им полагается дополнительное вознаграждение за исполнение народных танцев, особенно при выкупе танцующих из круга гостей. Если принять во внимание тот факт, что свадьба может длиться до нескольких дней, дополнительное вознаграждение за объем работы вполне оправдывает себя.

Обряд у реки

На кавказских свадьбах принято проводить выход невесты к реке, который должен защитить девушку от несчастного случая. Кавказские народы верили, что женщину может утянуть в быструю горную реку водяной, когда она придет набирать воду.

Невесту принято было выводить на берег реки. Жених должен бросить в это время в воду хлеб и выстрелить в него.

Особенности первой брачной ночи

Увидеть невесту жених может только во время первой брачной ночи. После нее брак считается заключенным и с новобрачных снимаются все запреты. А молодая жена после нее может видеться со своими родственниками и друзьями.

Кто такие ряженые и в чем их роль

Свадьба народа немыслима без развлекательной части. Для ее сопровождения приглашались особые гости, которых называли простым словом ряженые. Ряженый – это своеобразный шут, без которого не обходилась ни одна местная свадьба. Костюм ряженого включал в себя шерсть овцы, которую выворачивали мехом наружу и матерчатых рогов. Ряженые могли устроить потасовку, развлечь гостей сценами из быта, или начать толкать публику, раззадоривая ее на веселье.

Среди шутов была особая категория, которая могла встречать почетных гостей торжества. По большей части это были юные девушки, которые переодевались в мужские национальные костюмы. Их задачей было подношение подносов с дарами от приглашенных гостей. А молодые люди, которые специально обмазывались сажей, сопровождали девушек и одновременно старались ухватить что-нибудь с подносов. Иногда молодые люди устраивали шуточные потасовки между собой с целью борьбы за какой-нибудь предмет.

Свадебный платок и период молчания

В давние времена ввод невесты в дом жениха имел прямо-таки судьбоносное значение. Чтобы оградить молодую от нечистой силы, над ее головой держали кинжал, а на порог клали подкову. Невесту осыпали монетами, зернами злаков и подносили ложку меда, чтобы во всем у нее было изобилие.

— Этот обряд имеет и сакральное значение, это подношения всем трем мирам — нижнему, среднему и верхнему: монеты — для живых, зерна — для усопших, мед — для бога. И сейчас традиция соблюдается, невесту осыпают монетами, зернами риса, и конфетами — они заменили мед, — пояснил Харун Акбаев. — Ввод невесты в дом жениха — по-прежнему важный момент свадьбы. Вести девушку полагается женщине с благополучной семьей — как правило, это старшая сноха этого дома.

Считается, что невеста должна переступить порог непременно правой ногой, а ладони желательно не сжимать в кулачки, а держать раскрытыми, чтобы все присутствующие девушки тоже поскорее вышли замуж.

— Кульминация и один из самых красивых моментов свадьбы — древний карачаевский обычай снятия с невесты свадебного платка — «Ау алгъан адет». Как и европейская фата, шелковый платок — это оберег, защита от сглаза. А еще и символ смены статуса — с девичьего на женский. Голова карачаевской невесты накрыта тремя большими, расшитыми вручную платками: ее собственным, подаренным домом жениха и подаренным родительским домом. На пальцах рук закреплены три платка поменьше, их называют фартуками, и символизируют они работу, которую надлежит выполнять женщине: работать на своих родных, на семью мужа и на фамилию, род. В других местах работать ей не следует, она не прислуга, — поясняет Харун Акбаев.

Под протяжное пение «Орайда» невесту, накрытую платками, торжественно выводят к гостям. В честь молодых произносят здравицу, специальная чаша с медовым напитком (или просто компотом) пускается по кругу, но первыми из нее должны выпить присутствующие на свадьбе дети, чтобы дом молодых всегда был полон детского смеха. После этого лучшая (и это важный момент публичного признания) сноха в роду жениха, традиционно — многодетная мать и счастливая жена, снимает с невесты платки. Считается, что этот ритуал передает молодой жене все, чем наделена признанная лучшей в роду сноха. Иногда для большей торжественности обряда приглашают хореографический ансамбль, который снимает платки, исполняя национальный танец. После этого невесту опять же осыпают деньгами и конфетами, а старшие родственницы со стороны жениха ее обнимают и приветствуют.

Затем молодежь со стороны невесты идет знакомиться с женихом. Молодой человек прячется за спинами друзей и только после приглашения тамады ненадолго выходит к гостям, здоровается с сестрами невесты, угощает конфетами.

Танцы и веселье продолжаются до глубокой ночи, но невеста и жених в них не участвуют.

Официальная регистрация брака в день свадьбы не считается обязательной. Чтобы брак признавался обществом, достаточно провести никах — мусульманский обряд бракосочетания. А в ЗАГС молодые люди чаще всего обращаются через несколько месяцев после свадьбы, а то и после рождения ребенка.

— Никах, кстати, может проходить и без невесты, и без жениха, достаточно родственников — поручителей с двух сторон. Но современная мода — всей церемонией, с молодыми, с гостями — еще до приезда в семью жениха заезжать в мечеть и совершать никах, — говорит Харун Акбаев.

Обязательный атрибут карачаевской свадьбы — свадебные знамена, «байракъ». Раньше разноцветными покрывалами украшали лошадей в свадебном шествии, а наездники везли флаги с фамильными изображениями, теперь роль свадебных знамен исполняют ковры и шелковые ленты, которыми украшают автомобили, участвующие в празднестве.

В некоторых семьях еще помнят древнюю традицию «держания языка»: новобрачная несколько дней не должна разговаривать со старшими членами семьи мужа, демонстрируя скромность, покорность, готовность слушать старших. Если ей нужно что-то спросить, она может обратиться через детей. Затем невестку одаривают за терпение и период молчания заканчивается. Вообще считается, что и жениху, и невесте не следует много говорить перед родней друг друга, причем не только первое время, но и в дальнейшем.

В хозяйственную жизнь семьи молодая полноценно вступает после недолгой побывки у родителей.

«Обычно невесткам сразу разрешают разговаривать, но в моем случае молчание длилось несколько недель. Моментами приходилось очень трудно. Свекровь попросила разогреть в микроволновке обед для гостей, а сама вышла куда-то. А в нашем доме не было микроволновки, поэтому я не умела ею пользоваться, заметалась туда-сюда. Свекр, видимо, понял мою проблему и сам встал, включил печь в нужном режиме. А еще бабушка супруга постоянно со мной разговаривала, что-то спрашивала, я отвечала кивками. А один раз забылась и ответила ей. Застеснялась и сразу же убежала…» (Ася).

Ввод невесты в дом родителей мужа

По приезду невесты к дому жениха проводили различные ритуалы: первым невесту обнимал мальчик, потом ее бабушка и другие женщины по старшинству. Чтобы жизнь девушки была благополучной, ее осыпали конфетами, деньгами и орехами. Честь завести невесту в брачную комнату предоставлялась многодетной женщине и наставнице невесты. В первый день свадьбы невеста вместе с наставницей находилась в брачной комнате, а жених пребывал в чужом доме. Это было частью традиции скрывания и избегания родственников.

Сохранился обряд снятия платков, которым сопровождался ввод невесты в дом родителей мужа. Голова и лицо невесты была покрыта несколькими платками, девушку заводили в комнату, где под песню «Орайда» снимали платки.

В дом заносили подарки и приданое. Молодую встречала мать мужа с пирогами и отец с бузой или медовым напитком.




Свадебные традиции балкарского народа

Свадебные традиции балкарцев не менее интересны. В прежние времена браки часто происходили по договорённости между родителями двух семей, однако с начала прошлого века всё несколько изменилось – теперь инициатива исходит от жениха.

В качестве сватов выбирались наиболее уважаемые пожилые люди. Они выясняют, даст ли невеста согласие на брак с их родственником. Часто решение это принадлежало совсем не девушке, а её родным. Их слово было для неё законом.

Важную роль в подготовке к свадьбе играл калым, выкуп за невесту, который уплачивали деньгами, ценностями. скотом. В случае развода по вине супруга часть калыма записывалась на счёт женщины. Нередко сумма калыма превышала возможности семьи жениха, и тогда мужчины вынуждены были похищать своих невест. После этого уже сам жених определял размер калыма, который обязан был передать родственникам девушки.

Балкарская свадьба gorets-media.ru

Сватовство и помолвка у балкарцев

В давние времена вопрос о заключении брака решался старейшинами и родителями молодых. Люди из разных сословий редко заключали семейные союзы. Ближе к нашему времени инициатива к помолвке перешла к жениху. Он сам мог выбирать себе невесту. Сейчас же правила смягчились и у молодых людей появилось больше прав относительно выбора партнера для семейной жизни.

Юноша знакомился со своей избранницей в общественных местах и на торжествах. После знакомства, молодые никому не показывали свои отношения. И сообщить о своем выборе родителям парень мог только зная, что они примут его.

Родители парня в первую очередь узнавали о девушке и ее семье все подробности. Для этой цели они засылали специального доверенного человека. Убедившись, что семья девушки уважаемая и живет в нужном достатке, а сама она хозяйственная и достойная, они ехали в отчий дом невесты для сватания. Там их ждал обильно накрытый стол, говоривший об уровне достатка и степени договоренности или решения о помолвке. Каждое блюдо имело тайное значение, которое говорило о согласии на брак или его отказе.

Читайте также:  Украинские традиции и обычаи

За разговором старшие говорили о достоинствах молодых и о размере калыма. После чего, выслушав мнение дочери, родители принимали решение.

Засватанная девушка могла быть в доме родителей еще несколько лет, дата свадьбы зависела от достатка жениха. Чем достаток больше, тем торжество быстрее. В доме половленной невесты за ней строго следили, чтобы не было никаких упреков.

Знакомство

В жизни человека свадьба является ярким и запоминающимся событием, которое целиком изменяет его внутреннее состояние. Свадьбы на Северном Кавказе отмечаются с соблюдением обрядов и традиций. Не стала исключением и Карачаево-Черкесия.

Сегодня здесь уже не крадут невест. Исключения, конечно, бывают. Но происходит это только с согласия невесты, только в том случае, если родители против свадьбы, а сама девушка испытывает симпатию к избраннику и хочет стать его женой. Это раньше родители подыскивали для своего сына кандидатку в жены, которая подходила ему как по статусу, так и материальному состоянию. Сегодня же карачаевцы женятся по взаимной любви, однако свадебные традиции при этом они не забывают. Если по улице проехал свадебный кортеж из машин, украшенных красивыми коврами − это карачаевская свадьба.

Раньше основным местом знакомства молодых людей были свадебные торжества. Сегодня же у молодежи возможности расширились. Знакомство может произойти в институте, на работе, при посещении различных культурных мероприятий. В сельской местности проявление своих чувств не приветствуется, здесь общение более сдержанное. Ухаживания завуалированы, обычаи не допускают, чтобы молодая девушка оставалась наедине с молодыми парнями. Непозволительно здесь и свидание молодых людей наедине друг с другом.



Проведение торжества

Современная свадьба проходит только по обоюдному согласию, хотя раньше мужчина мог украсть понравившуюся девушку. Если её не успели вернуть до наступления ночи, то родителям приходилось давать согласие на брак, иначе их дочь покрывалась позором, потому что провела ночь не в родном доме.

Теперь же супружество заключается в несколько этапов:

фото 3

  1. Благословение имамом, который проводит обряд согласно с мусульманскими традициями. После этого брак считается заключённым, и девушку проводят в комнату к жениху, именно в этом месте они и будут жить. На следующий день супружество объявляют подтверждённым, и иногда демонстрируют окровавленную простынь. Но последний пункт обычая выполняют крайне редко.
  2. После этого родители мужчины празднуют удачную свадьбу, говорят тосты, проводят танцы, поют песни, высказывают множество глубоких изречений на своем языке, параллельно готовясь к официальному торжеству. На третий день к ним присоединяются родственники невесты, которые привозят с собой её приданое.
  3. Когда все готово, новобрачные регистрируют брак официально. При этом их родители не присутствуют на этой части свадьбы.
  4. После получения официального подтверждения молодожёны перемещаются к дому жениха, где будет проходить основной праздник.

Существует несколько обязательных традиций, неукоснительно соблюдаемые на каждой свадьбе:

фото 4

  1. Жениха сажают за стол с мужчинами обоих родов, которые общаются с ним, и знакомят со старейшинами. После этого выключают свет, и пытаются украсть у него головной убор. Молодой человек должен проявить всю свою ловкость, чтобы этого не допустить.
  2. Прежде чем в зал войдёт красивая невеста, на полу расстилают шкуру барана. Девушка становится на овчинку, а родственники стараются выдернуть шкуру у неё из-под ног. Новобрачная должна сохранить равновесие, хорошо, если она не сильно будет покачиваться. Совершенно недопустимо упасть.

Когда все испытания пройдены, новобрачные танцуют, а родственники осыпают их монетами и пшеном, желая благополучия и достатка.

По традиции, если на свадьбе присутствуют мужчины, не являющиеся родственниками невесты или жениха, лицо девушки должно быть закрыто непрозрачной тканью, мужчины и женщины празднуют в отдельных залах не пересекаясь.

Традиции и обычаи второго дня свадьбы

На следующий день после церемонии невесту продолжали поздравлять с новой ролью и одаривать деньгами или дорогими подарками. После получения даров невеста также отвечала гостям подарками. Невеста должна была подарить подарки гостям, которые были равными тем, которые получила сама.

В один из особых дней проводился обряд приучения невесты к труду. Молодая в сопровождении подруг шла к колодцу или источнику за водой. Сопровождавшая процессию девушка одаривала их халвой и хлебом. По прошествии нескольких дней или месяцев родня девушки звала молодых к себе в гости. Устраивался пышный прием, который сопровождался обменом подарками и опытом сторон.

ряженые на свадьбе

Этап кражи невесты

Кража невесты у черкесского народа, в отличие тот многих других, актуален и по сей день. Сценарий кражи отличается от всем известного фильма. Обычно происходит второй ранее упомянутый вариант, при котором пара уже долгое время общается и спустя период жених изъявляет желание выкрасть девушку для свадьбы. При этом, не скрывая намерения от нее. После этапа кражи невесты должна приехать делегация с ее стороны и спросить согласия на то, чтобы остаться в доме и дальше.

Если невеста ответила положительно, то делегация сообщает родне о ее решении и начинается подготовка к свадебной церемонии. Родня девушки должна не только собрать приданное, но и закупиться подарками для стороны жениха. Сторона суженого тоже празднует событие застольем и приглашением гостей на торжество. Длительность веселья может достигать от 3 до 5 дней вплоть до торжественного дня.

невеста

Церемония застолья: традиции и нюансы

После того, как дорога для девушки свободна, ее покрывают покрывалом до дома, желательно, зеленого оттенка. Далее девушку благословляет старший член семьи с мужской стороны и после этого ее провожают в новый дом. Далее, самая старшая женщина в роду, пользующаяся почетом, повязывает на голову молодой девушки символический платок.

Такой ритуал показывает ее принятие как матери и дочери в новую семью. Далее, невеста выходит из комнаты с поклоном, не имея возможности повернуться к собравшимся спиной – это знак неуважения. Ей могут помочь выйти присутствующие дамы.

После соблюдения основных обычаев молодые могут отправиться к застолью. Отличается оно от прочих возможностью слова в адрес молодых у каждого значимого гостя. К поздравлениям присоединяются приглашенные артисты танцами и пением. Обязательно наличие тамады, руководящего торжеством. Сегодня, под влиянием европейских традиций, на большинстве свадеб присутствует торт и фейверк.

смущённая невеста

Въезд во двор жениха

Далее празднование балкарской свадьбы продолжалось в доме жениха. На пути следования молодежь для будущего супруга устраивала заграждения, требовала выкуп. Во двор жениха въезжали громко – под выстрелы ружей и веселые крики. Невесту, скрытую покрывалом, заносили в комнату молодых. К данному помещению доступ был только у родственников будущего супруга. За вход они уже внести определенную плату.

Балкарская свадьба продолжалась круглосуточно, в течение семи дней, с малыми перерывами для сна. В ходе ее выполнялся известный обычай — «введения невесты в большой дом». Она должна была войти с правой ноги, обязательно наступив на лежащую шкуру козла.

балкарская свадьба, обряды

Далее невестке свекровь смазывала губы маслом с медом. Это символизировало желание двух женщин жить дружно. В день ввода в дом лицо молодой показывали всем собравшимся женщинам. Близкий друг мужа должен был открыть ее лицо, сбросив покрывало кинжалом.

В период балкарской свадьбы жених находится в семье родственника или друга, где и проходит гуляние. Когда невеста уже введена в дом, проходил следующий обряд — «возвращение жениха». Через несколько дней молодая жена могла уже убираться в доме и давать пищу скоту. При этом зять проходил проверку (чинил что-нибудь, рубил дрова и прочее) в доме родителей супруги.

Смотрины и выкуп невесты

Неторопливость кабардинцев полностью отображается в свадебных традициях. После сватовства проходят обрядовые смотрины невесты. И только в случае успешного их завершения начинают готовить обручение. Следует отметить, что ритуала обмена обручальными кольцами долго ждать не приходится. Выкуп невесты или «схождение с подушки» проходит очень интересно: девушка, окруженная друзьями, становится на подушку, а родные жениха начинают ее выкупать. Когда жених вносит заранее оговоренную часть калыма, он может вывести свою будущую жену из дома ее родителей. Невеста должна выходить и входить в дом исключительно с правой ноги. При этом не оборачиваясь и не спотыкаясь, ведь согласно верованиям, под порогом обитают души умерших. Молодоженов обязательно поселяли в отдельных домах. Согласно обычаю, жениху не разрешалось видеться и разговаривать с родственниками, невестой и старейшинами до дня свадьбы. Только после дней проведенных наедине с самим собой, с собственными мыслями, невесту приводили в дом будущего супруга. Поселялась она в комнате, которая отводилась для их совместной жизни. А вот общий зал девушке нельзя было посещать пару недель. Существует еще один очень забавный свадебный обычай и называется он «побег старушки» — бабушки новобрачного. Его проводят, чтобы показать свое уважительное отношение к старшим. Молодожены после побега обязаны вернуть бабушку обратно, показывая, таким образом, что ей всегда будут рады в их доме. Кабардинские свадьбы очень зрелищные. К сожалению, с каждым последующим поколением обычаи и традиции забываются. А на современных свадьбах часто присутствуют только национальные наряды и танцы, что вызывает негодование у старших жителей.

Источники

  • https://musaget.ru/traditsii-balkartsev-semeynye-zaprety-i-chasha-zheniha/
  • https://ln-stilist.ru/tradicii/wedding-balkaria.html
  • https://yaturisto.ru/journal/interesnye-fakty/svadebnye-tradicij-u-kavkazcev.html
  • https://vostorg-wedding.ru/obryady-i-tradicii/balkarskaya-svadba-obychai.html
  • https://imperia-vrn.ru/svadba/balkarskie-svadby.html
  • https://etokavkaz.ru/traditcii/kavkazskaya-plennitca-ili-neobychnye-traditcii-karachaevskoi-svadby
  • https://style-me.ru/tradicii/balkarskaya-svadba-obychai.html

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию