Поздравления на свадьбу на бурятском языке

Пожелания на бурятском языке

Очень часто поздравительные речи на бурятских свадьбах звучат на русском языке. Это не может никого удивлять. Кроме того, все сразу вас поймут.


  1. Бурятские пожелания на свадьбу на бурятском языке.
    Дорогие наши молодожены, Пусть все в жизни вашей будет окей. Поскорее рожайте детей. И побольше мальчишек, и поменьше девчонок. И будет тогда у вас много пеленок. Ну а как пеленки надоедят вам, Вы дайте понянчиться их своим бабкам. Примите наше шуточное поздравление, Оно будет слаще даже, чем варенье. На нас вы не обижайтесь, А скорее рожать отправляйтесь.

  1. Хотелось бы поздравить молодых с вашим первым браком. И пусть он станет последним, решающим и счастливым. Говорят, что первый блин комом. Но пусть ваш блин будет самым красивым, вкусным и сочным. Тогда обязательно в вашей жизни все наладится.
  2. Мужчина однажды не выдержал и обратился к Богу с вопросом, зачем он сделал женщин одновременно глупыми и красивыми. Тогда Бог ответил, что красивые они для того, чтобы мужчины их любили. А глупые потому, что только так смогут любить сами мужчин.

Основные качества молодых

Как и у любого народа, у бурятов высоко ценились определенные качества будущих молодых вне зависимости от социальной принадлежности. Чем больше положительных сторон в человеке, тем завиднее жених или невеста. Например, к ценным качествам молодой относились такие характеристики, как:

  • естественная красота и здоровый организм;
  • расторопность и наличие смекалки;
  • навыки по хозяйству;
  • умение вышивать и шить.

У жениха есть список из 9-ти основных качеств, которые наиболее ценились в общества. А именно:

  • знания в области кузнечного дела;
  • владение каким-либо ремеслом;
  • навык вязания кнута;
  • искусство натягивания тетивы на лук;
  • навыки охотника и наездника;
  • навыки борьбы;
  • умение мастерового;
  • желательно выиграть хотя бы одно местное соревнование на проявление силы и ловкости.

Как и у любого другого народа, в Бурятии в ряде деревень до сих пор присутствует этап сватовства со своими обычаями и нюансами проведения.

Сватовство невесты

Бурятские свадьбы

По традиции лучший подарок для молодоженов — золото, хорошим тоном считается преподнести домашнее животное, обязательно четвероногое

Тамада на бурятских свадьбах Елена Бархунова проводит обряды согласно традициям предков. Много лет молодая женщина, мама четверых детей, провожает под венец новобрачные пары Усть-Ордынского, открывает им дорогу во взрослую жизнь. Елена Борисовна поделилась с «Копейкой» рассказом о своем славном ремесле, поведала, в чем красота и сила обычаев степного народа, как сегодня заключают браки молодожены, почитающие национальную культуру и древние устои.

Из глубины веков

— Бурятские свадебные обряды имеют глубокое значение, — рассказывает Елена Бархунова. — Они передавались из поколения в поколение. Конечно, сейчас другие времена. Но многие национальные традиции сохранились. Как теперь происходят бурятские свадебные обряды? Кстати сказать, есть у нас случаи, когда наши мальчики женятся на русских девочках и, знаете, все равно устраивают свадьбу по-бурятски: русская сторона не против, им интересно… Уважая обычаи других народов, ты почитаешь и свои.

И вот — она из одного рода, он из другого… Дети объявляют, что хотят пожениться. Обычно девушка первая привозит суженого к себе домой: парень приезжает на сторону невесты и знакомится с родственниками. Затем он показывает невесту своим родным. Это перед свадьбой. Далее объявляют о помолвке и делают как бы собрание, засылают сватов — со стороны жениха и со стороны невесты, и все обговаривают: день свадьбы, сколько гостей будет с разных сторон, где она состоится, совместно или отдельно. Если по законам, правильно, сначала назначают девичник (наадан) — свадьбу среди родных невесты. Родственники девушки провожают свою дочь, вручают подарки, дают напутствия и едут назавтра на сторону жениха (хурим), везут приданое.

Когда родственники встречаются и договариваются о свадьбе, между сватами идет обмен кушаками-поясами и трубками мира. Сваты — самые главные люди на свадьбе, почетные гости. Они даже по характеру похожи на того, кого сватают. Потом, если что неладно, говорят: «Вот ты, сват, виноват, ты такую невестку к нам в дом привел». Или: «Ты виноват, что зять такой к нам в семью пришел, на тебя похожий».

Перед свадьбой обязательно объезжают святые места — барисаан. Перед началом праздника брызгают духам предков обеих сторон.

Золото — самое дорогое

Бурятская свадьба — это такой праздник, где должны присутствовать все, и стар и млад. Приглашают многочисленную родню — до самого дальнего колена. Дедушки, бабушки, тети, дяди, племянники и внуки — обязательно всех зовут.

— Иногда на свадьбу придешь — одни и те же гости сидят, — улыбается Елена Борисовна. — В семье находится родство по двоюродной, троюродной линиям. Родственников чтят — это хорошая традиция у бурят. Ты не будешь на свадьбы ходить или ходишь редко — и к тебе так же придут. А если ты ходишь, люди обязательства на себя берут: ты у меня был, и я к тебе приду.

С пустыми руками на свадьбу не приходят — только с подарками. Ценятся золото и живность. Часто дарят деньги — «все, что нужно, купите». Но в основном золото, и обязательно рядом деньги — украсить: чтобы открыть молодоженам новую дорогу, золото ведь закрыто. А также непременно несут четвероногого — или свинью, или барана, или корову. Ну, дай Бог, если лошадь еще подарят. А можно все вместе. Нынче очень модно дарить молодым бытовую технику.

Денег сейчас меньше пяти тысяч не дарят — меньше только дальние родственники могут. Около свидетеля обязательно сидит близкий человек и все подарки записывает: это не мелочность — так нужно, потому что невозможно все запомнить. У бурят есть такое слово «харю», значит — лотерея. Если на свадьбу к моим детям приезжали, дарили подарки, потом я обязан поехать на свадьбу к своим родственникам и подарить столько же и даже чуть больше… Этим оказывается огромная помощь и поддержка молодым.

Сторона невесты до захода солнца должна со свадьбы уехать. Поприсутствовали на празднике, посмотрели, как и что дарят, посидели, поговорили — и домой пора. Хозяева застолья должны вручить им почетное блюдо — тоолэй, голову барана, это главному свату невесты. Затем кровяную колбасу — ее преподносят почетной женщине, сватье. Потом надевают рубашки на мужчин и платки на женщин. Все гости должны уйти так, довольные гостеприимством хозяев.

Жениху нужно угостить сторону невесты, поставив ящик водки, — это называется «водка со стороны зятя» (хургэнэй архи), отдельно, помимо того, что накрывается на столы.

На бурятских свадьбах мужчины пьют водку, женщины стараются вино. Рачительные хозяева иногда запасаются традиционным напитком — тарасуном. В основном он хорошо идет на Сур-Харбанах, когда у коровы уже отел есть, молока вдоволь и телята насытились.

Какой тамада, такой и праздник

Елена Бархунова — тамада, ведущая праздника, приветствует молодоженов, старейшин родов, гостей на родном языке, задевает в душах земляков сердечные струны, настраивает на мир и счастье. — Бурятская свадьба — 200—300 человек, самая меньшая — 100, и дома ее редко делают, — рассказывает Елена Борисовна. — Гуляют в основном в кафе, ресторанах.

Читайте также:  Оригинальные конкурсы на выкуп невесты для жениха

Первое и самое главное — встречаем на крыльце молодых белой пищей: это знак светлых помыслов, светлой дороги, чтобы всегда белая пища была на столе, как символ изобилия и богатства. Есть белая пища — значит, ты имеешь хозяйство. Подносят молоко, сметану, тарак — это когда кипятят молоко, оставляют, оно отстаивается и становится вроде ряженки.

— Традиционная кухня у нас обязательно присутствует на праздниках: в Новый год, Сагаалган, Сур-Харбан, — объясняет Елена Борисовна. — Главное блюдо — мясо бухлеор, а также позы, саламат (это когда сметану варят). Современные девушки умеют их готовить, рецепты передаются исстари. Если невеста не научилась, она всегда может обратиться к старшим женщинам.

— На наших свадьбах мы обязательно совмещаем обряды, — продолжает усть-ордынская тамада. — Делаем еще каравай хлеба, встречаем молодоженов по русскому обычаю: на рушнике преподносим хлеб-соль, и, вы знаете, одно другому не мешает. А также прибавляем европейский стиль — пьем шампанское. Все чередуется, и это так интересно: сначала белая пища из материнских рук, со словами любви — красиво, нараспев, по-бурятски, потом на русском языке произносим пожелания: «Пусть у вас всегда будут светлые помыслы, светлая дорога, пусть всегда будет белая пища на столе и судьба чистая и светлая». Хлеб-соль молодожены могут отломить, откусить — кому как удобно.

В последнее время я провожу обряд семейного счастья — семь цветов радуги. Это русский народный обычай, я его в литературе нашла. Буряты на него сразу соглашаются, ведь радуга стоит над всей планетой и никому не мешает. К каждому цвету — свое напутствие. Дуги из проволоки я сделала сама, мы с мужем клеили, красивые бубенцы подвесили. Гости держат дуги, и молодые проходят под ними. В конце всегда идет белый цвет — знак благородства, чистоты отношений.

Вы знаете, на любых бурятских свадьбах всегда присутствуют гости других национальностей, из всех 15 республик бывшего СССР. Дай Бог, чтобы каждый из них сохранил свои обряды, обычаи, традиции. Вообще, это прекрасно было бы, конечно.

Тосты на бурятском языке

Под звон хрустальных бокалов принято говорить тосты. Считается, что таким образом вы поздравляете молодых и подслащиваете всем горячительный напиток.

  1. В один день две сестры решили отпраздновать собственную свадьбу. Но в этот вечер постучался в их дом старуха. Старшая сестра прогнала её, сказав, что у них важное событие. Младшая же посадила старуху за стол и потчевала также, как и остальных гостей. Тогда старуха подарила сестрам очки. Старшая после этого стала видеть мир мрачным и темным, её всё и все раздражали. Она постоянно срывалась на мужа и жила в ссорах. Младшая сестра стала любить и боготворить весь мир. Все в её жизни стало праздничным и веселым. Давайте, поднимем бокалы за нашу невесту и пожелаем ей встретить старуху-волшебницу, которая сможет подарить ей розовые очки.
  2. Однажды женщина пришла на исповедь к священнику, она сказала, что хочет развода. По её словам, в доме всегда были ссоры и негодования. Муж отныне её больше не любит. Тогда священник ответил, что брак и семья – это прекрасный цветок, о котором надо заботиться. Его стоит поливать и удобрять, лишь тогда он сможет зацвести и даже дать плоды.
  3. Когда-то давно Адам и Ева поселились в раю. Бог дал им строгий наказ беречь всю природу и красоту, которая их окружает. Сегодня молодожены вступили в свой рай. Пожелаем им никогда не встретить на своем пути яблоко раздора, любить друг друга и окружающий рай. У вас есть свой мирок, который требует теплоты, любви и заботы.

Сватовство в Бурятии: основные традиции

В Бурятии сватовство является своеобразным предвестником скорой свадьбы и в народном языке именуется как Хадаг Табилга. В древние времена будущих невесту и зятя обычно выбирали еще с пеленок. Договор укреплялся при помощи обмена отцами кушаками и хадагами, обряд был сродни неразрушимому юридическому договору. В случае его нарушения виновная сторона обязана была выплатить компенсацию в виде пары голов крупного рогатого скота.

Сегодня в ряде мест традиция себя изжила, а кое-где просто видоизменилась. Сейчас подносится так называемый хадаг и вытаскивается из него нить, которая передается обратно.

Стоит отметить, что традиции Бурятской свадьбы предполагают возможность отказа невесты от торжества вплоть до знакового дня, что не лишает ее свободы воли.

Те буряты, которые исповедовали шаманизм, проводят обряды по задабриванию духов, а также существует обряд ламаизма. При котором лама выбирает день и время проведения торжества и сватовства. Традиционно выбор проводится согласно зухраю, то есть древней астрологии Тибета.

В назначенный день сватовства представители со стороны дениха, обычно в количестве 5-7 человек, порой 3-е, едут в дом невесты. Примечательно, что сторона девушки знала о гостях и об их количестве заранее. Сейчас допускаются от отступления от нечетных чисел и принимаются четное количество посетителей. Факт играет особую роль из-за того, что присутствует церемония обмена подарками.

Есть наиболее почтенный представитель свиты сватов, его традиционно называют Худын Туру. К нему выделяются особые требования: он должен быть физически и морально здоровым, иметь многодетную семью и здоровую жену, а также иметь общее благополучие. В Бурятии к послам выдвигаются определенные требования:

  • стоит отдать предпочтение автомобилю, а не хромой лошади;
  • парковка напротив дома невесты не допускается, ибо считается дурной приметой;
  • сваты сами должны пройти в дом по Нара Зуб, то есть, по движению Солнца;
  • в ряде регионов сваты подходят сразу к Бухрану, делая подношение.

После соблюдения ритуалов, начинается проведение ритуальных бесед. На данном этапе проявляются такие качества, как смекалка и чувство юмора. Нюанс в том, что несмотря на договоренность между сторонами, родители невесты делают вид, что не в курсе настоящей цели прибытия сватов, а задача стороны жениха-как можно более деликатно, но в тоже время с юмором выйти из ситуации и подвести диалог к началу настоящей цели визита. Несмотря на кажущуюся простоту, задача предстоит нелегкая. После процесса подносится Бухрану хадак и читаются определенные молитвы.

праздничные костюмы бурятов

Для чего нужен

Этот уникальный презент можно преподнести в честь любого события, которое является важным в жизни буддиста:

  • рождение;
  • свадьба;
  • похороны;
  • получение диплома;
  • встреча и проводы гостей;
  • благие пожелания собеседнику;
  • благодарность;
  • достройка жилища;
  • подношения в храмах.

Сам Далай-лама преподносит хадак в знак своего почтения политикам, монахам, известным личностям.

С преподнесением хадака связан также обычай сватовства. Последовательность действий такова: когда юноша повзрослел и готов к семейной жизни, отец подбирает ему будущую спутницу, а затем отправляет свата к родителям девушки. Посыльный берет с собой огромное количество подарков и, конечно же, хадак – без него никуда.

свадебное подношение

Если родители благоверной принимают подарки, значит, свадьбе быть. Если же они отказываются от даров, то это означает отказ от предложения руки и сердца.

При встрече родителей будущих супругов сват опять дарит платки: Будде, папе невесты и маме. После этого преподносятся другие дары, алкоголь, мясо, а договор скрепляется застольем.

Дарят его и на следующий день после наступления буддийского Нового года – Сагаалгана. Молодые люди приходят к старшим: родителям, тетям с дядями, бабушкам с дедушками – и поздравляют с праздником, желают долгих лет жизни, здоровья. Поздравления сопровождаются символическим подношением стакана молока на белом шарфе.

Не обходится без хадаков и процесс похорон. Перед будущей могилой раскладывают чай, наличность и священный платок. После этого по очерченной рогом границе выкапывают яму, куда погружают тело усопшего вместе с дорогими ему вещами.

11. Болтогой

Да будет так! 

Читайте также:  Традиции и обряды современной свадьбы низовых чуваш

На любом бурятском торжестве, будь то свадьба, юбилей или же большой праздничный концерт, то и дело можно услышать восклицание «Болтогой!». Это восклицание — древняя пожелательная форма от глагола болохо («сбы­ваться», «становиться»), которая переводится чаще всего как «да будет так». Неудивительно, что им завершаются многие длинные поздравительные үреэлы («благопожелания»), которые до сих пор популярны и звучат на любом праздничном мероприятии. Первым «болтогой» говорит тот, кто произносит и заканчивает благопожелание, а уже затем все присутствующие гости вместе восклицают: «Болтогой!» Этим они показывают, что одобряют и закрепляют все сказанное, а также присоединяются к пожеланиям. Из-за тесной связи с благопожеланиями болтогой носит исключительно торжественный характер, ассоциируется с атмосферой большого праздника. Самые красивые и добрые үреэлы можно чаще всего услышать от старейшин, поэтому слово «болтогой» — не просто завершение пожелания, но и символ благословения со стороны старших родственников.

К празднику Сагаалган выйдет сборник бурятских благопожеланий

Типография «НоваПринт» готовит для жителей Бурятии прекрасный подарок в канун Белого месяца. Совсем скоро выйдет в свет сборник «500 бурятских благопожеланий» / «500үреэлнүүд, юрөөлнүүд». Рассказать подробнее об издании мы попросили у составителей.

–У бурят к каждому знаменательному событию есть цветистые, мудрые благопожелания-уреэлы, – рассказывает руководитель издательского отдела типографии «НоваПринт» Октябрина Дамдинжапова.– Их можно услышать на разных торжествах. И хотя эта традиция произносить уреэлы очень давняя, она по-прежнему популярна, а в последние годы – особенно. Буряты верят в магическую силу благопожеланий и любят их еще за то, что в них звучат главные моральные, нравственные ценности народа: представления о чести и достоинстве, наставления чтить свой род, беречь очаг, семью.

Составители сборника Даши-Доржо Болотов и Октябрина Дамдинжапова работали над ним более полугода. Изучали все ранее выходившие издания, общались со знатоками и собирателями материалов по устной бурятской словесности,искали даже в социальных сетях.

– Я собирал благопожелания восточных бурят, – рассказывает Даши-Доржо Болотов, известный тележурналист. – Мне они близки, потому что я сам хори-бурят, родом из Агинского округа, с детства увлекаюсь бурятской культурой, литературой.

Окончил бурятский факультет БГУ, веду на телеканале «Ариг Ус» авторскую передачу «Мүнгэн сэргэ». Источники были самые разные – это сборники благопожеланий собирателей С. Бабуева, Ц-Х. Жамьяновой, Ц-Х. Дарибазаровой, Л.Загдаевой, С. Ринчинова, Г.-Д. Дамбаева и других, также знакомые, социальные сети, да я их и сам собираю.

Второй составитель, выпускница Бурятского лицея-интерната №1, руководитель издательского отдела «НоваПринт» Октябрина Дамдинжапова собирала благопожелания южных и западных бурят.

– В сборнике мы даем их на исконном диалекте, чтобы носителям языка было легче читать и запоминать. Фольклор южных бурят для меня родной, потому что мои корни из Джидинского района, я из племени сартул.

Здесь мне большую помощь оказала известный фольклорист, собиратель произведений устного народного творчества, поэт Галина Жигмытовна Раднаева (Санджэ-Сурэн).Она предоставила мне свой богатейший фольклорный материал, – рассказывает О.Дамдинжапова.

– Что касается благопожеланий западных бурят, то они мне тоже близки. Во время учебы в Иркутском университете, я жила в одном общежитии со студентами бурятского факультета, в основном они были из Иркутской области. Дружила с ними, ездила на свадьбы в Усть-Ордынский округ, а позже, уже работая журналистом, бывала там в командировках. Мне вообще нравятся благопожелания иркутских бурят –остроумные, веселые, на злобу дня. Поэтому, когда взялась за работу, подняла все свои связи там.

Поделились с собранным материалом выпускники ИГУ Н. Цыденова, радиожурналист в Усть-Орде, Т. Маркова, учительница бурятского языка и литературы в Улее Осинского района, помогла с поиском В. Петрова, директор центральной библиотеки им. А. Вампилова в поселке Кутулик Аларского района. В качестве источников также были использованы сборники благопожеланий Р.Шанаровой, М.Гергенова, Н. Шобогоровой, М. Шабаевой и других.

3.  Хадаг

Сложенная узкая шелковая ткань, которую подносят в знак почтения и добрых пожеланий


Участницы праздника в честь 1000-летия национального героического эпоса «Гэсэр» с символом гостеприимства бурятского народа — хадагом. 1995 год © Владимир Матвиевский / Фотохроника ТАСС

Хадаг   Также встречается в написании хадáк. — главный атрибут бурятской культуры, одинаково применяемый бурятами как в религиозных, так и бытовых церемо­ниях. Изначально распространенные среди бурят-буддистов, в постсоветскую эпоху хадаги стали использоваться и бурятами-шаманистами    Среди бурят распространены две религии: шаманизм и буддизм. Большинство бурят двуеверны, однако есть и те, кто придержи­вается только одной религии. как универ­сальные символы гостеприимства, доброжелательности, почета, уважения и признания заслуг. Хадаг преподносят не только уважаемым людям — буддийским священно­служителям-ламам, старейшинам, высокопоставленным лицам и спортсме­нам, — но и образам божеств на гунгарбаа (божнице), а также духам-хозяевам многочисленных священных мест (обоо, или бариса) по всей этнической Бурятии. Хадаг служит также и оберегом: водители размещают его в салонах машин над лобовым стеклом и вешают на столбах и деревьях на опасных участках дороги.

Хадаг также непременный атрибут церемонии сватовства. Она завершается в доме невесты обрядом хадаг табиха, что означает «ставить хадаг»: главный сват со стороны жениха кладет расправленный хадаг на божницу, тем самым спрашивая разрешение взять невесту в семью жениха не только у ее родителей, но и у божеств на божнице. Если дело идет к свадьбе, родственники непре­мен­но интересуются: «Поставили ли они хадаг?» или «Когда они будут хадаг ставить?» — чтобы начать полноценную подготовку к предстоящему торжеству.

Обряд тайного брака: похищение невесты

Основой первых двух вариантов брака является сватовство и предварительная договоренность между семьями. На сегодняшний день выкуп невесты при помощи калыма считается данью культуре и некоего рода забавой. При заключении союза обычно придерживаются ряда установленных социальных правил. Например, нельзя было вступать в брак с родней по отцовской линии вплоть до 8 колена. Но на линию родни матери ограничение не устанавливалось.

Существует вид брака, который носит название «умыкание невесты» и считается ритуалом тайного венчания. Есть как мнимые похищения, так и против воли невесты. Причем, первый вариант чаще всего вызван либо финансовым положением жениха при невозможности уплатить калым, он обычно происходит по взаимной договоренности сторон. Второй вариант сегодня хоть и встречается, но постепенно себя изживает.

жених и невеста в Бурятии

4. Обоо

Насыпь на возвышенности из камней, веток и так далее, где совершается религиозный обряд, посвященный местным духам


Обоо над Чуей. 2014 год © Александр Фролов / CC BY-SA 4.0

Обоо — одно из шаманистских культовых сооружений, которые в Бурятии продолжают почитаться как самими шаманистами, так и буддистами. У ка­ждой деревни или родственных групп есть свой обоо, который представляет из себя либо насыпь из камней, либо буддийскую ступу    Cтупа — буддийское культовое архитектурное сооружение, имеющее полусферические очертания., которая называется субарга. Раз в год здесь проводится религиозный обряд почитания обоо (обоогоо тахиха). Места рядом с обоо считаются священными, так как в них обитают местные духи. Если поблизости находится дорога, то прохожие и водители стараются остановиться и совершить подношение молоком или водкой (сэржэм үргэхэ), которое иногда сопровождается или заменяется подношением табака и монет. 

Каждое лето на обоо проводятся грандиозные родовые молебны, на которых собираются не только местные жители, но и их земляки, живущие в других районах и городах. Они приглашают ламу из близлежащего дасана, буддий­ского монастыря, который проводит молебен и отдает дань уважения духам — хозяевам обоо. После молебна начинаются три мужских игрища эрын гурбан наадан, или просто наадан.

5. Наадан

Игра, игрища


Ученица 11-го класса Шура Будаева стреляет из лука на празднике, посвященном Дню Победы. Бурятия, 1965 год © Л. Хайдуров / РИА «Новости»

Словом наадан принято называть любое развлекательное или спортивное мероприятие, подразумевающее относительно большое количество участников и зрителей: от летнего спортивного праздника в деревне (эрын гурбан наадан) до Олимпийских игр (Олимпиин наадан). Но чаще всего речь идет именно о первом мероприятии, которое включает в себя три вида спорта: борьба (бүхэ барилдаан), стрельба из лука (һур харбаан) и скачки (мори урилдаан). Традици­онно в наадан могли участвовать только мужчины (что до сих пор отражено в названии: эрын гурбан наадан переводится с бурятского как «три мужских игрища»), сегодня же это правило распространяется только на борьбу, тогда как в стрельбе и скачках наравне с мужчинами участвуют и женщины. Наадан может быть как самостоятельным мероприятием, так и развлечением во время важного события — например, обряда почитания обоо. Самостоятельные наадан проводятся не только в отдельных селах и районах Бурятии, но и в сто­лице Улан-Удэ. Соревнования очень популярны и азартны, что неудивительно: в качестве награды можно получить живого барана или деньги. 

10. Хамаагүй

Все равно, без разницы

Читайте также:  Песочная церемония: тонкости проведения и идеи


Дети в национальных костюмах на фольклорном фестивале. Бурятия, 2008 год © Полина Кобычева / Diomedia

Хамаагүй (или хамаа үгы) — одно из немногих бурятских слов, известных даже русскоязычным жителям Бурятии. Оно образовалось в результате слияния двух слов: хамаа («отношение», «причастность») и үгы («нет»). Хамаагүй выражает положительное безразличие к чему или кому-либо, а также удовлетворенность сложившимся порядком вещей. Хамаагүй вполне претендует на стереотипный символ беззаботности и легкого отношения к проблемам и вопросам. Хамаагүй — это маркер незначительности, неважности проблемы. Отсутствует сноска в тексте статьи? «Хамаагүй, не заметят, думаю». Советуют покрасить пол? «Хамаагүй, можно еще некоторое время не красить». Слово «хамаагүй» настолько популярно, что стало вдохновением для названия популярного в Бурятии мем-сообщества «Хамагуисты», а также бурятской рок-группы «Хама Угы». 

Определение Бухрана и Хадака

Многим людям не знакомо значение слов Бухран и Хадак. Бухран в переводе с тюркского языка означает «Хозяин места». Это особое место в доме, которое ознаменовано изображением либо Будды, либо другого представителя этой культуры. Это культовое место, поскольку именно после слов главного свата «Бухран разрешает» начинается этап застолья и обмена подарками в период сватовства.

Наибольшей популярностью пользуются отрезы тканей для женщин 5 м в длину, а также рубахи мужчинам. Важный нюанс: этап застолья ограничен по времени 3-мя часами. В конце, после успешной беседы, стороны договариваются о времени проведения свадебной церемонии. Обыкновенно церемония проводится в осеннее или летнее время. Ранее день выбирали на основе календаря кочевников, однако жизнь новой семьи должна была стартовать в период полнолуния или новолуния.

Конкретную дату обыкновенно устанавливали на дацане. В открытых местностях он возвышается на окраине дорог или возвышенностях. Тут совершались жертвоприношения из всего, что представляло ценность для конкретного человека. Причем, для одних ценность могут иметь простые спички, для прочих-деньги. Обычно представлен в виде дерева, валуна и столбов. Место помечали знаковыми ленточками.

Проще говоря, Бухран – это отголоски древнего язычества, и нередко словом называли хозяина озера Байкал. Его влияние не изжило себя и сегодня, в современной стране до сих пор встречаются обряды жертвоприношений владыке великого озера.

Церемония свадьбы останавливается возле каждого Бухрана, а в каждой области их бывает довольно много. Обыкновенно, выпивается чарка-другая алкоголя, плотно едят. Иногда место просто обливают молочной водкой, иначе говоря, тарасуном, после чего подносят дары.  Пару встречают с белой пищей, обычно тарелкой молока, и хадаками – шарфом, длина которого максимально составляет 4 метра, минимально 60 см. Далее молодых осыпают риом, лепестками роз, а также зерном с монетами.

Назначение даты свадьбы

Церемония угощения рода невесты семьей жениха

Обычно разводился огонь на открытом пространстве и семья жениха доставала привезенные на место продукты. Традиционно это были мясо и молочная водка, тарасун. Почетный местный житель проводил церемонию жертвоприношения привезенной пищей для покровителей земли. Таким образом молодой проявлял уважение к Огнонам – духам предков, семьи и рода невесты. Он просил их оказать защиту, включить себя в члены рода невесты и помочь в поддержании молодого поколения и благополучия новоиспеченной семьи.

невеста в Бурятии

Назначение даты свадебной церемонии

Важную роль играла правильно выбранная дата церемонии. Обычно ее назначали на день полнолуния или новолуния,  при этом учитывалась традиция влияния небесного светила. Согласно ей, если заключить брак вовремя, в эти периоды, то семья будет полной, а если проводить венчание на убыльную Луну, то счастье и достаток будут только убывать, а в семье не будет покоя.

Немного мифического

Этимология слова восходит к тибетскому языку. «Тэнгери» – так звучит оно по-тибетски и означает «небо». Существует одна легенда, которая объясняет происхождение и символику хадаков.

Люди обращались к небесам с молитвами. Будды, божества, боддхисаттвы услышали просьбы и спустились с небес, горных пиков на землю, сияя красками пяти цветов. Они олицетворяли стихии: землю, воду, огонь, ветер и пространство.

вода, земля, огонь, воздух

Вместе они символизировали единение перерождения и пробуждения. Сияющие цвета, опускаясь, превращались в невесомую материю, подобную шелку.

Теперь, преподнося разноцветные хадаки, буддисты как бы намекают, что тот, кому их дарят, заслуживает уважения, точно божество.

Церемония выезда свадебного поезда

Гости со стороны жениха ждали кортеж недалеко от улуса. С собой они должны были принести молочные продукты, молочную водку, а также закуску, при помощи которой сторона невесты должна была совершить тот же обряд, что и жених ранее-поклонение роду молодого и приношение определенных просьб.

Обязательным элементом традиции было соревнование мужчин молодого поколения с обеих сторон. Борьба шла за поставленную на кон голову обрядового молодого барана. Традиционно в дружеской схватке побеждала команда стороны жениха. Если был иной исход, невеста могла быть несчастной в новой семье.

Важным человеком на свадьбе в Бурятии был турушин. Так называли водителя свадебного поезда. Водитель держал в руках стрелу, наконечник которой был железным, она была торжественно украшена яркими декорациями и лентами. Задачей стрелы было отпугивание нечистой силы, которая могла помешать невесте благополучно добраться до жилища мужа, а также служила оберегом ее и новой семьи.

После того, как турушин спешится перед юртой после приезда, он сразу должен был зайти внутрь и с первого раза вонзить стрелу в Северо-Западный столб дома. Стоит сказать, что к человеку, решившему взять на себя такую ответственность, предъявлялись серьезные требования, основные из которых заключались в следующем:

  • наличие благополучной семьи с большим и здоровым потомством;
  • отличное знание местных обычаев;
  • сообразительность и высокий уровень дипломатии;
  • чувство юмора и хорошая физическая подготовка.

Такие требования предъявлялись из-за того, что именно он, по факту, являлся представителем своего рода, его «лицом».

Участников церемонии свадебного поезда приветствовали национальным танцем ехор. После этого приглашали в юрты согласно возрастному статусу. Там гостей угощали закусками, в первую очередь, священными молочными продуктами. У невесты было свое отдельное помещение или дом. В случае невозможности семьи предоставить ей таких удобств, вешалась занавеска, отделяющая личное пространство девушки от остальных гостей.

Свадьба в Бурятии немыслима без основного обряда-поклонения невесты онгонам семьи любимого и бурханам. А также молодая должна была совершить поклонение старейшинам рода молодого, их семейному очагу, а также старшему поколению родственников.

Для того, чтобы получить возможность пройти данный ритуал, девушка должна была определенным образом сменить внешность. Но сделать это так, чтобы окружающим стало понятно то, что она перешла из статуса девушки в новый образ замужней дамы. Если невеста не приехала в свадебном костюме сразу, то процедура переодевания считалась торжественной и даже таинственной, потому к ее проведению допускались родственницы со стороны жениха, у которых были только счастливые и здоровые семьи. Вдовы и разведенные дамы могли навлечь на невесту несчастье или бесплодие.

Традиционная коса расплеталась и заменялась другой прической: 9 маленьких косичек справа и 8 слева на голове. Кончики оформлялись при помощи коралловых бусинок и монетками из золота и серебра. Обычно невеста именно с такой прической присутствовала на основном своем обряде. В наряд традиционно добавлялись украшения шейного и нагрудного типа. Он же в последствии был костюмом для выхода в свет  семьей. При помощи обряда поклонения духам рода невесту духовно принимают в новую семью.

Интерес представляет собой традиционный обряд в юрте свекра. Туда невеста приходила первой, поскольку за остальными могли проскочить злобные духи. Которые в последствии могли нанести молодой семье вред. Завершался обряд подношением подарков невесте со стороны отца жениха. Наиболее распространены такие подарки, как деньги, платки, кольца и драгоценные украшения.

После того девушка выражала свое согласие на честное исполнение обязательств невестки, а также на подчинение новому роду и семье. После завершения всех ритуалов брак считался состоявшимся. После завершения свадьбы гостям со сторонам новобрачной дарили подарки: мужчинам-качественные рубахи, а женщинам-платки.

Источники

  • https://hollywood-actors.ru/idei-i-scenarii/ureelnuud-na-buryatskom-svadbu.html
  • https://psvadba.ru/buryatskaya-svadba.html
  • https://o-buddizme.ru/simvoly-v-buddizme/khadaki-znachenie-v-buddizme
  • https://arzamas.academy/mag/875-buryat

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию